Современное театральное образование в России находится под воздействием ряда факторов, оказывающих влияние на процесс восполнения театрального мира, реализуемый в театральных школах высшего образования. К основным таким факторам относятся формализация системы высшего образования в целом, размывание границ традиционной театральной школы, связанное с уходом старшего поколения педагогов,поиски новых форм театральной выразительности в культуре. Контекстуальность театрального образования предполагает как воздействие внешних социокультурных факторов на образовательный и творческий процессы, так и непосредственные текстовые решения, выраженные в публикациях, сценических действиях, театральной событийности. Представленные в статье материалы сочетают анализ теоретических источников и практики театрального образования с точки зрения их соотнесенности с современным российским культурным контекстом. В результате исследования обозначены наиболее актуальные проблемы высшей театральной школы в России - целевая направленность обучения, качественные характеристики его результата и сочетание традиционного и инновационного в современном театральном пространстве.