В статье исследуются и уточняются представления церковного лидера петровской эпохи Стефана Яворского в наиболее мифологизированный период его жизни (1707–1712). Преимущественно на материале неизученного рукописного проповеднического наследия выявляются особенности авторской провиденциалистской трактовки Северной войны как наказания общества за грехи и аналогичных объяснений отсутствия мира (и победы в войне). В отличие от панегирических текстов, свои обличительные проповеди Яворский наполнял морально-дидактическим содержанием, находя многочисленные примеры нарушения христианских заповедей в России (в основном среди государственной элиты) и призывая слушателей к искоренению греха, покаянию и, по сути, общественному согласию (миру с ближним и Богом). Продемонстрировано, что знаменитая проповедь 1712 года на день св. Алексия, человека Божия, считающаяся кульминацией оппозиционных настроений Стефана Яворского, в основном содержала в себе ранее уже высказывавшиеся автором идеи и лишь подводила некий итог размышлениям проповедника о путях исправления общества.