В статье говорится о влиянии жанра философской повести на авантюрно-философскую фантастику ХХ века. Основные характеристики философской повести связаны с экспериментальной проверкой философской идеи. Идея испытывается в авантюрном сюжете и в обсуждениях персонажей, поэтому важную роль играет философский диалог. Авантюрный сюжет создает переломные события, в которых раскрывается идея. Персонажи философской повести и изображенный внутренний мир схематичны и условны. Философская повесть ориентирована на сатиру и притчу и потому двупланова и иносказательна - она связана с «текущей современностью» и вечными проблемами. Нравственный выбор соотносится с традиционными образцами. В авантюрно-философской фантастике также в центре внимания находится философская идея - «что делает человека человеком». Герой испытывается в контакте с безличной или нечеловеческой силой. Испытания героя и идеи не отделены друг от друга, и в этом заметно влияние романов Ф.М. Достоевского. Выбор героя морально неоднозначен, так как герой сталкивается с новыми нечеловеческими нормами. В авантюрно-философской фантастике появляется новый тип героя, не тип и не характер, а персонификация «природы человека». Авантюрно-философскую фантастику следует отличать от философской сатиры и от «готической фантастики».