DOI

Проблема социально-психологической адаптации студентов остро встала перед системой образования во время массового перехода на дистанционные формы обучения в связи с пандемией. Так как копинг-стратегии являются, с одной стороны, важным предиктором адаптации, а с другой - ее результатом, было принято решение исследовать социально-психологическую адаптацию первокурсников (2020/2021 уч. г.) и копинг-стратегии, которые они использовали во время зимней сессии. Результаты сравнивались с показателями студентов третьего курса, чьи адаптационные процессы должны были уже завершиться. В качестве эмпирических методов исследования были использованы методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман, «Тест экзаменационной тревожности» Р. Элперта и Р. Н. Хейбера. Результаты психодиагностики были сопоставлены со средним баллом сессии. В исследовании приняли участие 81 студент департамента психологии УрФУ 1-го (47 человек) и 3-го курсов (34 человека). У первокурсников были выявлены достоверно более высокие показатели экстернальности и тревожности, мешающей достижениям, чем у студентов 3-го курса. Самыми популярными копинг-стратегиями на обоих курсах оказались планирование решения проблемы, принятие ответственности и поиск социальной поддержки. Было обнаружено, что среди первокурсников копинг-стратегии имеют более разнообразные связи с параметрами адаптации, а также средний балл по сессии связан с копинг-стратегиями «положительная переоценка» и «самоконтроль», тогда как у студентов 3-го курса успеваемость оказалась связана только с параметрами адаптации. Делается вывод о том, что копинг-механизмы имеют большое значение для адаптации студентов на первом курсе, а успеваемость не является признаком хорошей социально-психологической адаптации студентов.
Переведенное названиеSOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO THE UNIVERSITY FOR STUDENTS OF THE DEPARTMTNT OF PSYCHOLOGY
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)185-194
Число страниц10
ЖурналПедагогическое образование в России
Номер выпуска6
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    ГРНТИ

  • 00.00.00 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В ЦЕЛОМ

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 29583364