Исследуются квалификационные требования, предъявляемые в профессиональных стандартах к отдельным категориям экспертов, осуществляющим медико-социальную, судебно-медицинскую и прочие экспертизы. Стандарты лежат в основе профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций - будущих экспертов. Проведено сравнение требований к профессиональной квалификации экспертов с положениями Модельного закона о судебно-экспертной деятельности. Сделан вывод о необходимости одинакового подхода к экспертам государственных и негосударственных организаций и равных требованиях к их квалификации. Обосновывается обязательность профессиональных стандартов для применения, независимо от того, в каких учреждениях (государственных или негосударственных) трудятся эксперты. Рассматривается соотношение понятий «компетенции» и «квалификация». Предлагается варианты корректировки некоторых норм законодательства.