В статье анализируются романы, сюжет которых построен на альтернативной истории. Отмечается, что нарративная стратегия таких литературных произведений требует особого читателя, досконально знающего реальную историю и способного соотносить альтернативные (изображенные в романе) и подлинные исторические факты. Нарративная интрига альтернативно-исторических произведений контрапунктна: интерес читателя поддерживается схождением и расхождением альтернативных и подлинных исторических событий. Истинная история приобретает в романах метафизический характер, оказываясь за пределами изображенного мира, в компетенции читателя и автора. Эта особенность обыгрывается в тексте произведения: отдельные факты реальной действительности остраняются, изображаются с необычной точки зрения: в различного рода видениях персонажей, их снах, слухах, а также в параллельной реальности. Нарративная стратегия, учитывающая две разноприродные действительности - изображенную и реальную, - позволяет говорить о «литературном стереоэффекте», характерном для философско-сатирической литературы, и о постановке в таких произведениях философского эксперимента. В экспериментальной ситуации альтернативного хода исторических событий испытываются национальный характер и национальная идентичность.