В связи с дискуссией, инициированной в России профессором Н. С. Кирабаевым, о роли философии как мировоззрения и ее значения для образования автор статьи предлагает рассмотреть философию именно как мировоззрение в свете современности. Он исходит из филологических корней, трактующих «мировоззрение» как выражение взгляда на мир извне и сверху. Анализируя сегодняшние мировоззренческие процессы в обществе Запада, автор указывает на поворот, при котором вещание от лица настоящего сменяется на другое, принципиально иное. В XVII-XIX вв. западная философия твердо выдвигала на передний план надежное представление о настоящем и высказывала на этой основе достоверные суждения о будущем человечества. В конце XX - начале XXI в. западному обществу навязывается презрение к настоящему и растерянность перед будущим. Преодолеть это можно только путем возвращения к прошлому, однако так, что это возвращение превратится как бы во второе начало. Первое начало завело в тупик, поскольку базировалось исключительно на техницистских представлениях. Но именно Средневековье с его надежными моральными ориентирами призвано заступить - в качестве теологии современности - на место рациональной интерпретации мира. В статье рассматриваются представления Беды Достопочтенного, теологические идеи Франческо Петрарки, Данте Алигьери в интерпретации Г. Лебона, М. Хайдеггера, Р. Гвардини, П. Слотердайка.