В связи с дискуссией, инициированной в России профессором Н. С. Кирабаевым, о роли философии как мировоззрения и ее значения для образования автор статьи предлагает рассмотреть философию именно как мировоззрение в свете современности. Он исходит из филологических корней, трактующих «мировоззрение» как выражение взгляда на мир извне и сверху. Анализируя сегодняшние мировоззренческие процессы в обществе Запада, автор указывает на поворот, при котором вещание от лица настоящего сменяется на другое, принципиально иное. В XVII-XIX вв. западная философия твердо выдвигала на передний план надежное представление о настоящем и высказывала на этой основе достоверные суждения о будущем человечества. В конце XX - начале XXI в. западному обществу навязывается презрение к настоящему и растерянность перед будущим. Преодолеть это можно только путем возвращения к прошлому, однако так, что это возвращение превратится как бы во второе начало. Первое начало завело в тупик, поскольку базировалось исключительно на техницистских представлениях. Но именно Средневековье с его надежными моральными ориентирами призвано заступить - в качестве теологии современности - на место рациональной интерпретации мира. В статье рассматриваются представления Беды Достопочтенного, теологические идеи Франческо Петрарки, Данте Алигьери в интерпретации Г. Лебона, М. Хайдеггера, Р. Гвардини, П. Слотердайка.
Переведенное названиеPHILOSOPHY AS AN IMAGINARY MOUNTAIN ASCENT
Язык оригиналаРусский
Название основной публикацииФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Подзаголовок основной публикациисборник статей
РедакторыА. А. Иваненко
Место публикацииСанкт-Петербург
ИздательСанкт-Петербургский государственный университет
Страницы9-24
Число страниц16
СостояниеОпубликовано - 2023

ID: 46118295