Данная работа основывается на экспериментальных исследованиях течения газов в трубопроводах различной конфигурации в условиях газодинамической нестационарности и относится к фундаментальным исследованиям газодинамических и теплообменных характеристик пульсирующего потока с акцентом на прикладную часть – двигателестроение, как основная отрасль для внедрения результатов. Целью работы является уточнение физических процессов и установление закономерностей изменения газодинамических, расходных и тепловых характеристик процессов в газовоздушных трактах поршневых ДВС от геометрических и режимных факторов в условиях и с учетом газодинамической нестационарности. Комплекс разработанных методик и математических моделей, полученных экспериментальных и аналитических данных, обработанных расчетных формул и гистограмм создает основу для разработки инженерных методов расчета впускных и выпускных систем двигателей, а также расширяет теоретические и прикладные представления о газодинамике и локальной теплоотдаче газовых потоков процессов впуска и выпуска, что необходимо для модернизации существующих и разработке новых конструкций поршневых ДВС.