Описание

Представление, что в Россию идея просвещения была внедрена в результате Петровских реформ и просветительский вектор обрел успех в контексте светской культуры, было обосновано в XVIII в. и распространилось в концепции российского развития в дальнейшем. Систематизация и подбор фактов, проделанные в трудах целого ряда исследователей науки и образования в России (В. О. Ключевский, П. П. Пекарский и др.), были подвергнуты сомнению и пересмотру только во второй половине XX – XXI в., преимущественно в работах источниковедов и культурологов, оценивших сложность и перспективность образовательных проектов последней трети XVII в., связанных с российскими православными кругами. Реализация проектов не имела того успеха и масштаба, на который рассчитывали авторы, политика правительства была осторожной и противоречивой по отношению к интеллектуальным поискам, но, вместе с тем, это означало осознание необходимости образования в российском обществе переходного времени. Были пересмотрены некоторые постулаты, связанные с открытием и фиксацией интереса к европейской культуре во второй половине XVII – начале XVIII в., такие как описание природного мира, общественные явления и трактовка человека, характеризующегося системой поступков внешним обликом, а также желаниями и чувствами. Динамика изменения человека в разных сферах, неоднократно отмеченная в исследованиях литературы и публицистики этого времени (см.: Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Л. И. Сазонова, А. С. Демин, А. С. Елеонская и др.), позволяет ставить вопрос о степени готовности социума к переменам (особенно в сфере познания) при обращении к конкретным практикам трансляции знаний в их аксиологической оболочке. Цель трансляции – создание кумулятивного эффекта в движении к новому горизонту единения (солидаризации) сообщества для государственного строительства, преодоления конфликтных настроений, обновления межсословных связей и внутрисословного взаимопонимания. Именно этим задачам служит проповедь, которая обретает со второй половины XVII в. национальную идентичность, вбирая в себя риторику западноукраинской школы красноречия, но обращаясь к национально значимым проблемам. Учитывая активность массовой культуры, готовой к решению своих проблем через обращение к высшей силе негативного порядка, проповеди, направленные против суеверия, колдовства и «дьявольщины», занимают большой удельный вес в сборниках авторских Поучений. Задача подлинного знания, обращенного к пониманию мира в его благодатной сущности, заставляет авторов описывать «кромешный мир» с целью его отрицания через Поучения, задействуя обращение к интеллектуальному образному учительному творчеству, к познанию как деятельности, утверждающей высоту христианского миропонимания. Проповедь – жанр наиболее приемлемый для установления коммуникативных связей разной направленности, изучение механизмов этого процесса находится в самом начале. Наиболее активно к этому жанру обращается лингвистика, но без исторического изучения и не задействуя дошедшие до нас источники, берется только современный вариант, легко доступный по современным средствам тиражирования. Исторический аспект, таким образом, связанный с введением в научный оборот новых текстов прошлых веков, становится насущной задачей фундирования выводов и о современном состоянии жанра.
Поставленная тема имеет многовалентное развертывание. С одной стороны – через тексты проповедей дать описание представлений человека о «кромешном мире» и использования его возможностей для достижения бытовых, карьерных и прочих целей. С другой стороны, – рассмотреть через проповедь иные системные представления о мире, обусловленные возникающими рациональными знаниями о природе и человеке и обращением к европейскому опыту. Теоретический интерес представляет феномен суггестии и риторические приемы воздействия, которые разворачиваются в авторских проповеднических сборниках. Их изучение дает уникальную возможность выявить верность идее единого божественного тварного мира, еще не расчлененного анализом на отдельные научные направления, но стоящего пред этой необходимостью. Изучение проповедей вышеозначенного содержания способно дать новые сведения об «особом» пути российской научной мысли, ее озабоченности нравственным потенциалом открытий, сохранившимся до нашего времени.
Ожидаемые результаты:
Комплексное исследование проповедей конца XVII ‒ начала XVIII в., обличающих «кромешный мир», станет заметным вкладом в изучение человека того времени, роли личности проповедника и истории учительной литературы раннего Нового времени. Полученные в ходе реализации проекта результаты планируется представить в выступлениях участников проекта на международных конференциях, опубликовать на страницах отечественной и зарубежной научной рецензируемой периодики высокого статуса. Проект имеет важное практическое, эдиционное значение, поскольку предполагает научную публикацию ряда ранее не введенных в научный оборот проповедей и посланий о суевериях, колдовстве и других подобных практиках из анонимного рукописного литературного сборника «Статир» (XVII в.), рукописного наследия Стефана Яворского и старообрядческого лидера поморской общины Андрея Денисова (XVIII в.), а также актуализацию старопечатного наследия иеромонаха Симеона Полоцкого и митрополита Игнатия (Римского-Корсакова).
Результаты исследования будут отражены в серии публикаций не менее чем из 12 статей, ряде научно-популярных лекций и научном семинаре.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания01/01/202231/12/2023

    ГРНТИ

  • 17.07.21 Литература и общество

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

ID: 30040379