Описание

В современной лингвистике тексты поликодового (полисемиотического) характера, созданные с помощью вербальных и невербальных знаков, становятся объектом значительного научного интереса. Исследование механизмов взаимодействия вербального и невербального материала в воздействующих текстах массовой коммуникации, позволяет выявить особенности репрезентации социокультурных концептов, а также углубить представления о коммуникативных стратегиях и тактиках, рассчитанных на определенный отклик со стороны адресатной аудитории. Значительную роль в полисемиотических текстах играют прецедентные имена собственные, имеющие особую социокультурную значимость для массовой коммуникации. Планируемое исследование нацелено на определение когнитивно-прагматических и семиотических особенностей и тенденций функционирования прецедентных имен в поликодовых текстах российского политического рекламного и PR-дискурса конца ХХ и XXI в., что дает возможность охарактеризовать лингвокультурологическую специфику и роль прецедентных имен собственных в формировании политической языковой картины мира. Проект подразумевает разработку новой методики комплексного анализа прецедентных имен в политических текстах полисемиотического характера: рекламных текстах в жанрах видеороликов, наружной рекламы, печатаной рекламы, а также PR-текстах в жанрах политических дебатов и интервью. Особое внимание уделяется рассмотрению поликодовых прецедентных знаков в политических видеотекстах. Динамичность последних и вовлечение максимально возможного разнообразия кодов в политический видеотекст позволяет, с одной стороны, передавать смыслы в концентрированном виде, а с другой – представить развертывание речевого действия в пространстве и времени. Ономастических исследований подобного рода ранее не проводилось, чем обусловлены новизна и актуальность предлагаемого проекта. Коммуникативно-прагматический анализ открывает перспективу для установления закономерностей функционирования прецедентных имен в рамках коммуникативных стратегий и тактик, применяемых участниками политической коммуникации. В целом реализация проекта призвана углубить исследования в российской ономастике и политической лингвистике, а также способствовать становлению новой методики исследования текстообразующих возможностей прецедентных имен собственных в поликодовых текстах
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания01/10/201930/09/2021

    ГРНТИ

  • 16.21.33 Лингвистика текста

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РЦНИ (РФФИ)

ID: 10889482