Описание

Великий проект эпохи Просвещения как идеи прогрессивного развития человечества испытывает сегодня серьезные вызовы современности – «стандартизация» жизни человека, глобализация, а также дискуссия о том, что следует понимать под прогрессивным развитием человечества. В значительной степени эти явления были порождены модернизационными процессами в европейских странах Нового времени. Истоки этих процессов берут свое начало в системном кризисе переходной эпохи XVII–XVIII вв., их преодоление напрямую связано с ее перепрочтением – декодированием – через властные репрезентации идентичности человека в целостности единого культурного пространства. Для Британии и России рубеж XVII–XVIII вв. был поворотным моментом в национальной истории – временем обретения статуса «великой державы». На новых рационалистических основаниях (идея бюрократического государства, экономическая модернизация и формирование нового человека) был обеспечен очевидный материальный прогресс. Однако вместе с тем «переход» от «откровения к опыту» сопровождался напряженным поиском новых нравственных ориентиров и ценностей, где решающую роль сыграла прагматика человеческого существования. В британском контексте она породила формирование индивидуалистической морали, в русском – личностного начала. При этом мораль как стержень политической и всякой другой идентичности подверглась эрозии и перестала играть роль системообразующего фактора. Настоящий проект направлен на решение насущной для современного общества задачи – безальтернативности консенсусной модели морально-этического канона, зиждущейся на идеях ответственности, солидарности и компромисса. В центре внимания данного проекта – интеллектуальные «бои» эпохи перемен длительной «временной протяженности» середины XVII – середины XVIII в. Участники проекта планируют впервые в мировой историографии провести на основе широкого круга источников из российских и зарубежных архивов сравнительно-историческое исследование понятийно-семантического «сдвига» культурного кода Британии и России через «конфликт интерпретаций» вокруг идеи «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов в ситуации системного кризиса XVII–XVIII вв. На конкретно-историческом материале сочинений русских и британских интеллектуалов показывается, что «война перьев» в Британии привела к победе либерального дискурса, оправданию «власти мамоны» и принципа «каждый сам за себя»; анализ дискурсивных практик допетровской России обнаруживает напряженный духовный поиск обоснования личностного начала в церковной гомилетике и риторике, резкое снижение данного пафоса в начале XVIII в. и его возрождение в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других русских писателей второй половины XIX – начала ХХ в. Цель проекта заключается в реконструкции лексикона идеи «общего блага» в рамке когнитивно-семантических соответствий ценностной картины мира двух культур в переходную эпоху. Результаты реализации проекта, помимо прочего, имеют прикладное значение, актуализируя «упущенные» возможности и альтернативные идеи при переходе к современности, а именно идею единства человеческого сообщества как части природного мира и ответственности за него. Речь идет о феномене гражданского общества и механизмах его функционирования и эффективности. Значимость проекта определяется сопоставительным подходом в изучении двух культур – британской и русской, выявлении общего и особенного в трансформации ценностной шкалы при переходе к современности, а также исследовании причин «стирания» форм человеческой солидарности. Научная новизна исследования задается анализом понятийно-семантического «сдвига» в системе нравственных постулатов и ценностей с фокусом на идее «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов Британии и России в ситуации системного кризиса рубежа XVII–XVIII вв. Подобный подход позволяет выявить новые грани исторической конфликтологии – современной науки на стыке различных дисциплин, рассматривающей опыт разрешения конфликта и его вербализации в письменных нарративах кризисного времени.
Ожидаемые результаты:
Комплексное исследование понятийно-семантического «сдвига» в системе нравственных постулатов и ценностей с фокусом на идее «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов Британии и России в ситуации системного кризиса рубежа XVII–XVIII вв. должно стать заметным вкладом в развитие мировой историографии по изучению парадигмального «сдвига» в культуре стран Запада раннего Нового времени на примере Британии и России. Полученные результаты планируется регулярно публиковать в отечественной и зарубежной научной периодике, использовать в выступлениях участников проекта на международных семинарах и конференциях. Проект может иметь также важное практическое значение, поскольку его реализация позволит выявить и описать на основе изучения широкого исторического материала роль нравственных постулатов и ценностей в процессах складывания институтов гражданственности, различных форм коммуникативного действия и солидарности на примере когнитивно-риторических практик интеллектуалов в Британии и России рубежа XVII–XVIII вв. Это малоизученные и новооткрытые архивные материалы различного генезиса, позволяющие выявить острые грани конфликтов в эмотивном, акциональном, семиотическом кодах, типологизировать поведенческие кейсы с учетом социальных парадигм (стратовых, национальных, гендерных, etc.). Создание виртуального музея по теме гранта с целью визуализации результатов исследований, а также достижения их открытости и доступности.
Результаты исследования предполагается отразить в серии публикаций не менее чем из _3_ монографий и _40_ статей, а также в организации онлайн-лектория по теме проекта (адресованного юношеству, а также широкой аудитории) на площадке виртуального музея (создание сайта) на третьем году реализации проекта.
СтатусВыполняется
Действительная дата начала/окончания12/05/202231/12/2024

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

    ГРНТИ

  • 03.09.31 Новая история (XVII - XIX вв.)

ID: 30041133