Описание

Гражданственность как ценностная основа не столько политической, сколько социальной активности остается недостаточно изученной на теоретическом уровне. Концептуализация современной ценности гражданственности должна опираться на эмпирические исследования практик коммуникации и воспроизводства ценностей. Лишь комплексное изучение действительного функционирования этой ценности в повседневной социальной активности может быть конвертировано в практические рекомендации для формирования этой ценности в молодежной среде. Проект исходит из той гипотезы, что имеется не только существенный разрыв в ценностных ориентациях, «межпоколенческий ценностный разрыв», который является неотъемлемым элементом современных/модерных обществ, но за последние десятилетия сформировался так называемый «цифровой разрыв» (digital divide). Различие в практиках и средах коммуникации между поколениями становится серьезным вызовом для российского общества и для сохранения его стабильного развития. Необходимо междисциплинарное исследование того, насколько современные коммуникативные практики влияют на формирование ценностей, фундирующих социальную активность и ответственность молодежи. Поэтому проект нацелен на проведение теоретического и эмпирического анализа гражданственности и социальной активности молодежи в контексте трансформации практик воспроизводства ценностей с особым вниманием к аксиологическому и коммуникативному аспектам. Для этого потребуется изучить современные теории гражданственности в социально-политической философии, осуществить сравнительный анализ программ гражданского воспитания в системе школьного образования (в России и Германии), а также провести эмпирические исследования (молодыми исследователями в молодежной среде) на материале социальной активности и актуальных практик коммуникации старшеклассников. В этом проекте мы предлагаем работать в общей парадигме, предложенной Хабермасом, который учитывает аксиологические и коммуникативные аспекты ценностных ориентаций, в том числе гражданственности. Сущность гражданского воспитания рассматривается через призму взаимодействия процессов социализации, воспитания и самовоспитания. В рамках философии образования методологически значимыми для связывания концептуализации гражданственности на теоретическом уровне и практических уровней ее повседневной реализации представляются подходы Д. Беннера и К. Фаренвальд, определяющие форматы обучения и освоения социальных компетенций через проекты, ориентированные на социальную ответственность (Lernen durch Engagement). Для получения сравнительной перспективы мы можем опереться на большой исследовательский проект «International Civic and Citizenship Education Study», реализуемый с 2009 года. Этот лонгитюдный европейский проект предлагает междисциплинарную, хорошо разработанную и целостную линейку инструментов для анализа социальной активности, который планируется проводить в эмпирическом блоке нашего проекта. Ожидаемые научные результаты включают обоснованную концептуализацию гражданственности, которая, с одной стороны, была бы достаточно гибкой для включения в ценностные ориентации разных молодежных субкультур, а с другой стороны, сохраняла бы преемственность поколений и обеспечивала воспроизводство традиционных для России ценностей. Будет дан сравнительный анализ эффективности педагогических практик формирования гражданских ценностей и будут изучены коммуникативные практики, обеспечивающие поддержание существования социальных проектов и воспроизводство ценностных ориентаций их участников-старшеклассников. Наконец, будут сформулированы рекомендации по трансляции ценности гражданственности в молодежной среде, которые были бы адекватны существующим коммуникативным практикам и базовым ценностным ориентациям современной молодежи.
Аннотация итогового отчета Проект был нацелен на проведение теоретического и эмпирического анализа гражданственности и социальной активности молодежи в контексте трансформации практик воспроизводства ценностей с особым вниманием к аксиологическому и коммуникативному аспектам.
Для достижения целей исследования были проанализированы теории гражданственности в современной социально-политической философии, а также рассмотрены теории возникновения и трансляции ценностей и, в частности, гражданских ценностей. В междисциплинарном ключе осуществлена типологизация зарубежных практик формирования гражданственности и социальной активности школьной молодежи. Осуществлен анализ ценностных приоритетов, которые обнаруживаются в стратегиях гражданского образования в России. Проведенное сравнение российских и зарубежных практик формирования гражданских ценностей школьной молодежи показало, что формирование гражданственности целесообразно осуществлять в кооперации с различными субъектами гражданско-социальной активности. В связи с этим был исследован вопрос о влиянии социально-ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений на процессы гражданского образования.
На основе выявленных теоретических установок было проведено масштабное эмпирическое исследование: опрос более четырехсот старшеклассников, интервью с руководителями социально-ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений. Выявлено, что существует масса гражданско-социальных проектов, которые реализуют НКО, но только лишь пятая часть опрошенных старшеклассников осведомлены о наличии в их населенных пунктах организаций, деятельность которых направлена на привлечение именно молодежи к решению социальных проблем. Исследование показало, что новые форматы коммуникации, в которых осуществляется социальное взаимодействие определяют выбор форм гражданско-социальной активности. Так, как самые значимые (в аспекте взросления школьников) виды деятельности – знакомство и общение – происходят в социальных сетях, то и активность в сети становится главным способом выразить гражданское участие. Однако Интернет-коммуникации не обеспечивают повышения личной мотивации участия в такой деятельности: несмотря на наличие у молодежи образа социально активного человека и гражданского активиста, одобряемые их референтной группой, сами старшеклассники не считают себя морально связанными таким образом гражданской активности. Более того, Интернет-коммуникации обеспечивают легкий доступ к пассивным формам участия – привлечение внимания к проблеме (лайк/репост), помощь деньгами (через смс ил системы онлайн оплаты), – но не способствуют формированию активных навыков гражданской деятельности. Последнее возможно главным образом при условии вовлеченности в уже имеющиеся гражданские проекты, которые могут быть успешны, если способны удовлетворять потребность подростков в общении и формировать позитивную самооценку в процессе социально полезной деятельности. По результатам исследования сформулированы рекомендации по концептуализации и трансляции ценности гражданственности в молодежной среде, которые были бы адекватны существующим коммуникативным практикам и базовым ценностным ориентациям современной молодежи.
В исследовании, помимо руководителя, принимали участие аспиранты и студенты УрФУ, а также пять школьников – учащихся СУНЦ УРФУ. В ходе реализации проекта было подготовлено в соавторстве 4 научных статьи, опубликованные в журналах из перечня ВАК, 3 статьи в сборнике тезисов докладов конференции, а также 1 коллективная монография, содержащая научные материалы и практические рекомендации. Результаты исследования были представлены в 16 индивидуальных и совместных докладах на различных научных и научно-практических мероприятиях.
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания19/04/201920/04/2020

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РЦНИ (РФФИ)

    ГРНТИ

  • 11.07.25 Ценности в политике

ID: 10194941