Описание

В последние десятилетия вопрос сохранения благополучия становится особо значимым не только в России, но и во многих странах мира. Об этом свидетельствует рост интереса исследователей к проблеме благополучия в целом ряде наук – от экономики до психологии. Сегодня в мировой психологической науке выделяются различные виды благополучия – психологическое, субъективное, личностное, духовное, социальное, профессиональное и эмоциональное. Среди данных видов следует отметить эмоциональное благополучие, исследования которого в науке носят нечеткий и несистематизированный характер.
Так, до сих пор отсутствует единый подход в определении эмоционального благополучия; не обозначены четкие критерии, разграничивающие эмоциональное благополучие и неблагополучие; отсутствует единый подход к психодиагностике и разработке методик воздействия с целью достижения эмоционального благополучия; не определена природа индивидуальных различий, соответственно, отсутствуют данные о генетической обусловленности данного феномена.
Вместе с тем, в условиях постоянных изменений и преобразований во всех сферах жизни человека, ему приходится все время находиться в ситуации повышенного напряжения и эмоционального реагирования. И если взрослый человек обладает рядом сформированных инструментов по профилактике эмоциональных нарушений, то ребенку порой бывает очень сложно с этим справиться. Соответственно, неумение справляться с этим может приводить к снижению академической успешности у школьников.
В условиях, когда активно развиваются технологии, когда идет постоянное соревнование в достижениях за научно-техническое первенство, когда идет ориентация на создание и поддержку прорывных научных исследований, особенно остро встает вопрос о тех людях, которые способны на такие достижения, от которых зависит, в конечном итоге, развитие страны и ее конкурентоспособность. Соответственно, становится исключительно важным понимание тех индивидуально-психологических особенностей, которые на это влияют, а также процесса обучения и специфики его проявления в различные периоды жизни современного школьника, осознание роли условий социальной среды в формировании эмоционального благополучия.
Данный проект направлен на теоретическое и эмпирическое изучение индивидуальных различий эмоционального благополучия школьника. Проблема индивидуальных различий в эмоциональном благополучии требует тщательного изучения, поскольку все общепсихологические закономерности реализуются в разнообразии индивидуальных различий.
Впервые эмоциональное благополучие школьника будет рассматриваться с позиции дифференциальной психологии. Акцент в исследовании будет сделан на анализе успешности обучения и его влиянии на формирование индивидуальных различий в эмоциональном благополучии на выборке школьников средних и старших классов.
Полученные в рамках данного исследования результаты будут способствовать совершенствованию программ обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, повышению их академической успешности. В условиях, когда в системе образования сделан акцент на персонализацию обучения, на выбор индивидуальных образовательных траекторий, на гармоничное развитие личности школьника, эмоционально благополучная образовательная среда начинает играть важную роль.
Ожидаемые результаты:
В рамках проекта будут впервые изучены индивидуальные различия эмоционального благополучия в школьном возрасте, а также определена роль академической успешности в их формировании. Ожидаемые результаты по итогам реализации проекта:
1. Выделены и систематизированы факторы среды в формировании индивидуальных различий в психологических показателях эмоционального благополучия.
2. Определены особенности индивидуальных различий в эмоциональном благополучии школьников, систематизированы и описаны.
3. Установлены взаимосвязи показателей эмоционального благополучия и академической успешности в среднем и старшем школьном возрасте
4. Описана возрастная и гендерная специфика показателей эмоционального благополучия в зависимости от академической успешности как фактора микросреды.
5. Сформирована база данных по индивидуально-психологическим особенностям эмоционального благополучия школьников 5-11 классов.
6. Подготовлены научные статьи и публикации, индексируемые в РИНЦ (не менее 3 статей), WoS/Scopus (не менее 2 публикаций) и устные или постерные доклады на международных научных мероприятиях (не менее 4 докладов).
Полученные в рамках данного исследования результаты имеют значение для развития приоритетного направления развития науки и внесет вклад в формирование возможностей эффективного ответа российского общества на большие вызовы в части повышения академической успешности школьников и разработки программ обучения, направленных на максимальное раскрытие индивидуальных особенностей школьников.
СтатусВыполняется
Действительная дата начала/окончания23/01/202331/12/2024

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

    ГРНТИ

  • 15.31.31 Детская и юношеская психология
  • 15.21.55 Дифференциальная психология

ID: 36575265