Описание

Имитационность стала характеристикой многих институциональных процессов в высшем образовании, проникла на уровень организационных практик, проявилась в стратегиях поведения и деятельности университетского менеджмента, научно-педагогического сообщества, студенчества. Актуальность проблемы определяется тем, что она имеет массовый характер и превращается в одну из основных угроз не только современного высшего образования, но и общества в целом. Академическое мошенничество, недобросовестность, симулякры инновационной и творческой деятельности – все эти и иные проявления имитационных стратегий вузовских образовательных общностей становятся нормами их повседневной жизнедеятельности. Под имитациями в высшем образовании авторы понимают действия его субъектов, в результате которых реальные смыслы и значения образовательных и научных процессов и взаимодействий подменяются, замещаются и искажаются формальным их воспроизведением. Возникая и укореняясь в академических практиках, имитации вместе с выпускниками вузов «мигрируют» в экономическую, политическую, социальную и культурную сферы общественной жизни, реализуя уже в них свой деструктивный потенциал. Между тем, в социологической литературе нет обобщающих работ, посвященных имитациям в высшем образовании как острой, не только академической, но и социальной проблеме. Цель статьи заключается в обобщении результатов зарубежных и отечественных исследований имитаций в высшем образовании и осмыслении их причин и последствий в социальном контексте. Обзор основных направлений, теоретических подходов, результатов эмпирического изучения, перспектив социологического исследования имитаций в высшем образовании составляет содержание статьи. Ее проблематику авторы выстраивают вокруг социологического анализа имитационных стратегий деятельности, поведения и взаимодействия трех вузовских общностей – университетского менеджмента, научно-педагогического и студенческого сообществ. В статье будут рассмотрены формы, особенности проявлений, причины и следствия имитаций, порождаемых каждой из названных вузовских общностей во взаимодействии друг с другом. Вклад авторов статьи в обзор исследований по заявленной теме заключается в попытке осмыслить имитации в высшей школе не только как образовательный феномен, но и как социальную проблему, последствия которой опасны для общества. Первый раздел статьи будет посвящен результатам социологического анализа имитаций университетского менеджмента, вызванных бюрократизацией системы управления высшим образованием и критическими разрывами между его стратегическими задачами и ресурсными дефицитами. Второй раздел будет связан с обобщением опыта изучения имитационных практик студентов – в широком спектре от академического мошенничества до потребления образовательных символов. Третий раздел будет посвящен исследованиям адаптационных имитационных стратегий научно-педагогического сообщества, имеющих нередко вынужденный характер. Сквозными линиями анализа результатов исследований проблемы станут имитации в образовательной и научной деятельности вузов, а также в «зонах» взаимодействий образовательных общностей, в которых они носят взаимно обусловленный характер. В обзорной статье будут представлены идеи, разработанные такими отечественными исследователями, как Е.В. Денисова-Шмидт, Г.З. Ефимова, Е.С. Каган, Г.А. Ключарев, М.В. Курбатова, Ю.В. Латов, Н.В. Латова, Э.О. Леонтьева, Н.Г. Малашонок, Н.А. Селиверстова, Т.В. Семенова, И.С. Чириков, Ф.Э. Шереги, Е.Д. Шмелева и др. Кроме того, важное месте в статье займет обобщение результатов современных зарубежных исследований, базирующихся на теории симулякров Ж. Бодрийяра и посвященных академическому мошенничеству (E.M. Anderman, L.T. David, A.C. Koenka, L. Lines,), академическим симулякрам (A. Contreras, E.A. Fong, T. Garrett, A. Papadopoulos, A. Sementelli, A.W. Wilhite,), социальному контексту данных явлений (G.J. Biesta, H-D. Meyer, P. Zamojski).
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания02/11/202003/08/2021

    ГРНТИ

  • 04.51.53 Социология образования и воспитания

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РЦНИ (РФФИ)

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

ID: 20985436