Описание

В рамках проекта планируется изучение формирования представлений о духовном и материальном наследии Урала, включения и исключения тех или иных категорий объектов и феноменов в данное понятие, роль культурного наследия в формировании и поддержании идентичностей (групповой, региональной, национальной); способы сохранения культурного наследия в условиях преследования и в кризисных ситуациях; адаптация привносимых извне культурных элементов и включение их в систему культурного наследия. В практическом разрезе будет организовано изучение базирующихся на этих представлениях политик и практик сохранения, трансформации, трансляции и ревитализации наследия, его включения в существующую систему хозяйственной деятельности, развитие и укрепление культурно-досуговой сферы, играющей особенно важную роль в современной экономике.
Научная значимость изучаемой проблемы определяется актуальностью изысканий в сфере формирования, сохранения, трансляции историко-культурного наследия в его духовной и материальной формах, выявления связи между ценностным и «вещным» аспектами бытования наследия. Особой важностью обладает изучение механизмов трансляции наследия в горизонтальном аспекте (синхронном), так и в вертикальном (поколенческом, даихронном) аспекте. Исследование данной проблемы позволяет ответить на вопрос о том, каким образом меняются механизмы передачи памяти о наследии, как меняется ценность культурного наследия с течением, как меняется само понятие наследия. Кроме того, актуальным является изучение взаимоотношений общества и власти в сфере решения проблем сохранения историко-культурного наследия, принципов функционирования государственных и общественных структур и институтов, ставящих целью работу с наследием. Предлагаемое исследование обладает и практической ценностью, позволяя на примере изучения социальной роли культурного наследия Урала, а также ее трансформации в XIX-XXI вв., спрогнозировать дальнейшие тенденции развития этой сферы на ближайшие 10-20 лет в других регионах России.
Новизна заявляемого проекта вытекает из его методологических особенностей. Проект основывается на разработках, уже сделанных в глобальной и российской науке в сфере истории памяти, однако развивает эти концепции и методы в ином ключе: в центр внимания будет помещена не память либо идентичность (групповая или коллективная), но специфика понятия о наследии - не только оценке тех или иных объектов либо феноменов, основанной, кроме прочего, на признании ценности исторической памяти, но и практическое бытование этих объектов / феноменов в качестве “вещей”, участвовавших и участвующих в практической социальной, экономической, политической жизни. Это означает не только акцент на практике и прагматике сохранения наследия (данные подходы детально разработано в другом магистральном научном направлении, работающем в смежном поле – памятниковедении), но изучение в первую очередь «вещного» аспекта наследия. Исторически значимая церковь в данном случае – не только «ценность», требующая изучения, сохранения, реставрации, ревитализации и включения в новые хозяйственные отношения, складывающиеся в пост-индустриальной экономике в области культуры и досуга; это и строительный объект, помещенный в городской ландшафт, это и культовый объект, служащий для отправления нужд верующих, это, наконец, и знаковый объект, обладающий определенной историко-социальной значимостью. Сходные примеры можно привести и в связи с другими объектами культурного наследия: архитектурные объекты, произведения искусства, традиции и уклады – все они не только поддаются классификации и занесению в охранный реестр (вплоть до сохранения на национальном уровне и международном уровне списков ЮНЕСКО). но и являются вещами, используемыми для тех или иных целей. Здесь до некоторой степени уместна органицистская метафора: человек, вырастая и меняясь, подвергает коррекции “изношенные” части тела (зубы, хрусталик глаза, а часто и кости, и внутренние органы), но не “сохраняет” их, распоряжаясь телом как своей “вещью” и сохраняя память не в виде объекта, а опосредованно - в форме фотографий либо записей.
В рамках проекта планируется сфокусировать внимание на изучении комплексов историко-культурного наследия, находящихся в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, уделяя большое внимание также историко-культурному наследию Южного Урала (Челябинск, Златоуст, Магнитогорск) и Прикамья (Пермь), а также специфике функционирования и выявления объектов наследия в малых городах и сельской местности (это в первую очередь касается памятников религиозного назначения). Предполагается работа с архивами Екатеринбурга (ГАСО, ЦДООСО), Челябинска (ОГАЧО), Перми (ГАПК), с городскими и районными хранилищами документов Нижнего Тагила, Златоуста, Каменска-Уральского, Магнитогорска и иных городов, с ведущими музейными центрами Урала – Свердловским областным краеведческим музеем, Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал», Историческим музеем Южного Урала, музейным комплексом «Боевая слава Урала» (Верхняя Пышма), Музеем истории Екатеринбурга, Музеем Каменска-Уральского, с производственными и ведомственными музеями, с культурно-просветительскими структурами религиозных организаций, в первую очередь – Русской православной церкви, с общественными организациями. В рамках исследования будет разработан электронный ресурс “Карта наследия”, демонстрирующий возможности «насыщенного картографирования» (по аналогии с «насыщенным описанием» К. Гирца) конкретной территории, на примере Екатеринбурга либо Нижнего Тагила (конкретное решение о том, какая территория будет охвачена ресурсом, будет принято на 1-м этапе проекта после первичного зондирования и анализа источниковой базы).
СтатусВыполняется
Действительная дата начала/окончания29/07/202130/06/2024

    Тип источника финансирования (РФФИ, РНФ, Х/Д, Гранты и т.д.)

  • РНФ

    Площадка НИЧ УрФУ, где ведется данный грант (НИЧ Куйбышева, НИЧ Мира)

  • НИЧ Куйбышева

    ГРНТИ

  • 03.29.00 История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

ID: 23608641