Описание

Проект реализуется в рамках программы "ПРИОРИТЕТ 2030".
В настоящее время в мире происходит сдвиг от оценки экономических показателей как цели роста к оценке субъективного благополучия, которое становится все более значимым для развития общества. Благополучие человека - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. При изучении благополучия необходимо оценивать объективные показатели, такие как материальный достаток, состояние здоровья, социальный капитал личности и многое другое. Однако, как показывают результаты исследований, вклад внешних событий и объективных условий жизни в общее благополучие является сравнительно небольшим. Гораздо более весомым является вклад прижизненно формирующихся свойств личности, которые опосредуют эффекты врожденных и средовых факторов. Благополучие личности по самой своей природе является, прежде всего, психологическим феноменом.
В настоящее время в науке выделяют различные виды благополучия, из всего многообразия которых социально-психологическое и эмоциональное благополучие наиболее чувствительны к тем изменениям, которые происходят в обществе, и являются одними из ключевых индикаторов стабильности и развития социума, поэтому реализация проекта предполагает изучение именно этих видов благополучия. В условиях постоянных изменений и преобразований во всех сферах жизни человека, ему приходится все время находиться в ситуации повышенного напряжения и эмоционального реагирования. И если взрослый человек обладает рядом сформированных инструментов по профилактике эмоциональных нарушений, то ребенку порой бывает очень сложно с этим справиться.
Ключевой особенностью проекта является использование популяционного среза, что позволит получить данные, характеризующие не только школьников, включенных в выборку исследования, но и всех представителей детской популяции.
Исследование социально-психологического и эмоционального благополучия школьников является уникальным проектом, так как в России популяционные исследования благополучия школьников практически не представлены.
Акцент в исследовании будет сделан на анализе академической успешности школьников и ее влиянии на формирование индивидуальных различий в благополучии на выборке обучающихся средних и старших классов.
В рамках проекта предусмотрено создание Центра популяционных исследований с участием членов консорциума "Благополучие человека в условиях демографических вызовов и цифровизации общества". Организация Центра позволит проводить популяционные исследования по международным стандартам и с привлечением ведущих исследователей. Деятельность Центра направлена на изучение благополучия на психологическом, нейрофизиологическом и генетическом уровнях, что позволяет определить вклад генетических, нейрофизиологических и средовых факторов в эмоциональное и социально-психологическое благополучие человека. В рамках проекта предполагается разработка и проверка эффективности методологии и инструментария исследования маркеров эмоционального и социально-психологического благополучия человека; формирование и использование банка данных популяционного исследования; представление результатов исследования научному сообществу.
Планируется разработка, адаптация и стандартизация психодиагностических инструментов для диагностики уровня психологического благополучия и выявления рисков неблагополучия. В рамках проекта будет разработана и зарегистрирована как РИД методика диагностики психологической устойчивости школьников. Психологическая устойчивость – это фактор, позволяющий людям эффективно справляться с жизненными трудностями (такими как негативные жизненные события, стрессовые ситуации, неудачи в деятельности). Предполагается разработка скрининговой методики, которые необходимы для проведения масштабных популяционных исследований. Существующие зарубежные скрининговые методики диагностики психологической устойчивости (MTQ18 и MTQ-10) разработаны и направлены на оценку психологической устойчивости на англоязычных популяциях. Для оценки психологической устойчивости у школьников в нашей стране необходима разработка инструмента диагностики психологической устойчивости для российской популяции старшеклассников. Методика создается на основе сокращенного варианта методики психологической устойчивости - MTQ10, и представляет собой опросник из десяти пунктов. Разрабатываемая методика будет эффективным инструментом сбора данных популяционного исследования.
Методика диагностики психологической устойчивости школьников разрабатывается впервые, средства университета на ее разработку ранее не выделялись.
Практическое применение методики диагностики психологической устойчивости школьников обеспечивает:
- образовательный эффект, обусловленный учетом индивидуальных особенностей психологической устойчивости старшеклассников в период подготовки к экзаменам или в условиях дистанционного обучения;
- социальный эффект, обусловленный сохранением здоровья, поддержанием работоспособности, профилактикой соматических заболеваний, связанных со стрессовым воздействием.
Методику диагностики психологической устойчивости школьников планируется представить к рассмотрению коллегиальному органу на уровне Правительства Свердловской области - Координационному совету по развитию психологической службы в системе образования Свердловской области.
Результаты исследования, характеризующие особенности современных школьников, будут положены в основу разработки методических рекомендаций и программ дополнительного образования для педагогов общеобразовательных организаций.
Сокращенное название3.6
СтатусЗавершено
Действительная дата начала/окончания01/06/202131/12/2023

    Финансирование

  • Финансирование: Постановление №729 Правительства Российской Федерации, контракт № 075-15-2021-1331

ID: 29804173