Standard

Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. II. / Напольских, Владимир Владимирович.
In: Вопросы ономастики, Vol. 20, No. 1, 2023, p. 29–42.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Напольских ВВ. Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. II. Вопросы ономастики. 2023;20(1):29–42. doi: 10.15826/vopr_onom.2023.20.1.002

Author

BibTeX

@article{7c5e1381fc35483681ad1ff503541c17,
title = "Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. II",
abstract = "В статье рассматривается происхождение названий мамонта или связанных с мамонтом чудовищных существ — важнейших элементов мифологического ономастикона ряда сибирских традиций: тюркской, енисейской, тунгусской. Для реконструированного в первой части статьи П Ен *{\v c}er / *{\v t}{\`e}kr {\textquoteleft}мамонт (гигантская рогатая рыба){\textquoteright} > кет. 1 tē{\v I} ~ юг. 1 {\v c}el ~ пумп . *kh er (> алт. , хак., тел. ker, k{\"a}r {\textquoteleft}чудовище, в особенности гигантская рыба{\textquoteright}) предлагается доенисейская (сино-кавказская) этимология из *H{\'i} rV[ʁ]V (> ПСевК *irV̱ χV{\textquoteleft}гусеница, улитка; линия{\textquoteright} ~ ПСинТиб * {\v c}a{\ng} {\textquoteleft}ящерица{\textquoteright} ~ (?) бур. hargin {\textquoteleft}дракон, чудовище, в которого превращается змея{\textquoteright}). Предполагается, что образ мамонта-рыбы и соответствующие онимы в Сибири (в отличие от широко распространенного и более древнего образа мамонта-быка) сформировались в праенисейской традиции после продвиженияносителей енисейского праязыка с южной прародины в Сибирь на базе представлений о превращении змеи, рыбы или подобного им хтонического животного в гигантское драконоподобное существо, бытовавших еще у сино-кавказских предков енисейцев и сохранившихся в памиро- гиндукушском регионе и в Древнем Китае. На формирование образа мамонта-рыбы у енисейцев повлиял также иранский по происхождению мотив «Рассекающий дерево пояс». Енисейский образ мамонта-рыбы распространился затем в Сибири и в частности был заимствован в шаманскую традицию эвенков, о чем свидетельствует и возможная этимология эвенк. selī {\textquoteleft}м амонт{\textquoteright} (в том числе мамонт-рогатая рыба) из реконструируемой формы неизвестного енисейского языка *se{\'l} (< ПЕн *{\v c}er / *{\v t}{\`e}kr).",
author = "Напольских, {Владимир Владимирович}",
note = "Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».",
year = "2023",
doi = "10.15826/vopr_onom.2023.20.1.002",
language = "Русский",
volume = "20",
pages = "29–42",
journal = "Вопросы ономастики",
issn = "1994-2400",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. II

AU - Напольских, Владимир Владимирович

N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - В статье рассматривается происхождение названий мамонта или связанных с мамонтом чудовищных существ — важнейших элементов мифологического ономастикона ряда сибирских традиций: тюркской, енисейской, тунгусской. Для реконструированного в первой части статьи П Ен *čer / *ťèkr ‘мамонт (гигантская рогатая рыба)’ > кет. 1 tēľ ~ юг. 1 čel ~ пумп . *kh er (> алт. , хак., тел. ker, kär ‘чудовище, в особенности гигантская рыба’) предлагается доенисейская (сино-кавказская) этимология из *Hí rV[ʁ]V (> ПСевК *irV̱ χV‘гусеница, улитка; линия’ ~ ПСинТиб * čaŋ ‘ящерица’ ~ (?) бур. hargin ‘дракон, чудовище, в которого превращается змея’). Предполагается, что образ мамонта-рыбы и соответствующие онимы в Сибири (в отличие от широко распространенного и более древнего образа мамонта-быка) сформировались в праенисейской традиции после продвиженияносителей енисейского праязыка с южной прародины в Сибирь на базе представлений о превращении змеи, рыбы или подобного им хтонического животного в гигантское драконоподобное существо, бытовавших еще у сино-кавказских предков енисейцев и сохранившихся в памиро- гиндукушском регионе и в Древнем Китае. На формирование образа мамонта-рыбы у енисейцев повлиял также иранский по происхождению мотив «Рассекающий дерево пояс». Енисейский образ мамонта-рыбы распространился затем в Сибири и в частности был заимствован в шаманскую традицию эвенков, о чем свидетельствует и возможная этимология эвенк. selī ‘м амонт’ (в том числе мамонт-рогатая рыба) из реконструируемой формы неизвестного енисейского языка *seĺ (< ПЕн *čer / *ťèkr).

AB - В статье рассматривается происхождение названий мамонта или связанных с мамонтом чудовищных существ — важнейших элементов мифологического ономастикона ряда сибирских традиций: тюркской, енисейской, тунгусской. Для реконструированного в первой части статьи П Ен *čer / *ťèkr ‘мамонт (гигантская рогатая рыба)’ > кет. 1 tēľ ~ юг. 1 čel ~ пумп . *kh er (> алт. , хак., тел. ker, kär ‘чудовище, в особенности гигантская рыба’) предлагается доенисейская (сино-кавказская) этимология из *Hí rV[ʁ]V (> ПСевК *irV̱ χV‘гусеница, улитка; линия’ ~ ПСинТиб * čaŋ ‘ящерица’ ~ (?) бур. hargin ‘дракон, чудовище, в которого превращается змея’). Предполагается, что образ мамонта-рыбы и соответствующие онимы в Сибири (в отличие от широко распространенного и более древнего образа мамонта-быка) сформировались в праенисейской традиции после продвиженияносителей енисейского праязыка с южной прародины в Сибирь на базе представлений о превращении змеи, рыбы или подобного им хтонического животного в гигантское драконоподобное существо, бытовавших еще у сино-кавказских предков енисейцев и сохранившихся в памиро- гиндукушском регионе и в Древнем Китае. На формирование образа мамонта-рыбы у енисейцев повлиял также иранский по происхождению мотив «Рассекающий дерево пояс». Енисейский образ мамонта-рыбы распространился затем в Сибири и в частности был заимствован в шаманскую традицию эвенков, о чем свидетельствует и возможная этимология эвенк. selī ‘м амонт’ (в том числе мамонт-рогатая рыба) из реконструируемой формы неизвестного енисейского языка *seĺ (< ПЕн *čer / *ťèkr).

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000968987300002

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=53803109

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85164415703

U2 - 10.15826/vopr_onom.2023.20.1.002

DO - 10.15826/vopr_onom.2023.20.1.002

M3 - Статья

VL - 20

SP - 29

EP - 42

JO - Вопросы ономастики

JF - Вопросы ономастики

SN - 1994-2400

IS - 1

ER -

ID: 38540974