Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. I
AU - Напольских, Владимир Владимирович
N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В фольклорно-мифологических традициях народов Сибири хорошо известен образ мамонта, поскольку люди часто находили бивни и целые скелеты этого животного. Специфическим для Центрально-Западной Сибири является осмысление мамонта как гигантской рыбы с рогами. Наиболее характерен этот образ для культуры кетов, селькупов, обских угров и эвенков. В эпических сказаниях алтайцев и хакасов, а также в шаманских представлениях этих народов важную роль играет образ гигантской рыбы, кер балык, которая нередко представляется, как и мамонт-рыба у народов таежной зоны, в виде гигантской щуки, живущей под водой и под землей. Термин ker применяется в алтайской и хакасской традициях и к некоторым другим мифологическим существам, в том числе и к находимым в земле костям мамонта. Слово ker не объясняется из тюркских языков и не имеет этимологии. Эпические сказания алтайцев и хакасов, в которых присутствует кер балык, обнаруживают очень хорошие параллели с мифологическими текстами кетов, селькупов и хантов, в которых на месте кер балык выступает мамонт-рыба ( кет. тэль). На основе кет. 1tēľ ~ юг. 1čel ‘мамонт-рыба’ можно восстановить ПЕ н *čer - форму, которая в пумпокольском языке должна была дать закономерное *kher, ставшее, очевидно, источником для алт . и хак. ker. Таким образом, алтайско-хакасское ker следует рассматривать как заимствование из пум п. *kher, а реконструкция ПЕн *čer (по С. А. Старостину) / *ťèkə́r (по Г. Вернеру) ‘мамонт-рыба’ может считаться достаточно надежной.
AB - В фольклорно-мифологических традициях народов Сибири хорошо известен образ мамонта, поскольку люди часто находили бивни и целые скелеты этого животного. Специфическим для Центрально-Западной Сибири является осмысление мамонта как гигантской рыбы с рогами. Наиболее характерен этот образ для культуры кетов, селькупов, обских угров и эвенков. В эпических сказаниях алтайцев и хакасов, а также в шаманских представлениях этих народов важную роль играет образ гигантской рыбы, кер балык, которая нередко представляется, как и мамонт-рыба у народов таежной зоны, в виде гигантской щуки, живущей под водой и под землей. Термин ker применяется в алтайской и хакасской традициях и к некоторым другим мифологическим существам, в том числе и к находимым в земле костям мамонта. Слово ker не объясняется из тюркских языков и не имеет этимологии. Эпические сказания алтайцев и хакасов, в которых присутствует кер балык, обнаруживают очень хорошие параллели с мифологическими текстами кетов, селькупов и хантов, в которых на месте кер балык выступает мамонт-рыба ( кет. тэль). На основе кет. 1tēľ ~ юг. 1čel ‘мамонт-рыба’ можно восстановить ПЕ н *čer - форму, которая в пумпокольском языке должна была дать закономерное *kher, ставшее, очевидно, источником для алт . и хак. ker. Таким образом, алтайско-хакасское ker следует рассматривать как заимствование из пум п. *kher, а реконструкция ПЕн *čer (по С. А. Старостину) / *ťèkə́r (по Г. Вернеру) ‘мамонт-рыба’ может считаться достаточно надежной.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49990557
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85144888383
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000968987100003
U2 - 10.15826/vopr_onom.2022.19.3.030
DO - 10.15826/vopr_onom.2022.19.3.030
M3 - Статья
VL - 19
SP - 65
EP - 82
JO - Вопросы ономастики
JF - Вопросы ономастики
SN - 1994-2400
IS - 3
ER -
ID: 33219873