В фольклорно-мифологических традициях народов Сибири хорошо известен образ мамонта, поскольку люди часто находили бивни и целые скелеты этого животного. Специфическим для Центрально-Западной Сибири является осмысление мамонта как гигантской рыбы с рогами. Наиболее характерен этот образ для культуры кетов, селькупов, обских угров и эвенков. В эпических сказаниях алтайцев и хакасов, а также в шаманских представлениях этих народов важную роль играет образ гигантской рыбы, кер балык, которая нередко представляется, как и мамонт-рыба у народов таежной зоны, в виде гигантской щуки, живущей под водой и под землей. Термин ker применяется в алтайской и хакасской традициях и к некоторым другим мифологическим существам, в том числе и к находимым в земле костям мамонта. Слово ker не объясняется из тюркских языков и не имеет этимологии. Эпические сказания алтайцев и хакасов, в которых присутствует кер балык, обнаруживают очень хорошие параллели с мифологическими текстами кетов, селькупов и хантов, в которых на месте кер балык выступает мамонт-рыба ( кет. тэль). На основе кет. 1tēľ ~ юг. 1čel ‘мамонт-рыба’ можно восстановить ПЕ н *čer - форму, которая в пумпокольском языке должна была дать закономерное *kher, ставшее, очевидно, источником для алт . и хак. ker. Таким образом, алтайско-хакасское ker следует рассматривать как заимствование из пум п. *kher, а реконструкция ПЕн *čer (по С. А. Старостину) / *ťèkə́r (по Г. Вернеру) ‘мамонт-рыба’ может считаться достаточно надежной.