Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Модели коммерческой эргонимии в России на рубеже XIX–XX веков и в наши дни: смена традиции
AU - Alekseevna, Rozhkova Polina
AU - Eduardovna, Ruth Maria
PY - 2020/1/1
Y1 - 2020/1/1
N2 - Статья посвящена сопоставительному анализу современных и дореволюционных эргонимов Екатеринбурга. Сопоставляются срезы рубежа XIX–XX вв. и наших дней. Источником материала стали рекламные тексты, размещавшиеся в региональных СМИ; для исследования современных эргонимов использовался также справочник «Желтые страницы». Сравнительный анализ позволяет выявить актуальность дескриптивноймодели образования эргонимов в дореволюционном Екатеринбурге, т. е. более ста лет назад, и проследить, какое она получила развитие к рубежу XX–XXI вв. Культурные коды и функции, которые выполняет эргоним, меняются, расширяются и становятся значимым объектом для исследования. Так, доминировавшая в дореволюционной эргонимии модель использования личного имени владельца в названии фирмы или магазина через сто летедва ли не полностью вышла из употребления. Сегодня при создании эргонима лидирует ассоциативная номинация. Все это говорит об изменении прагматических установок номинаторов, а также о большом влиянии экстралингвистических факторов на процесс формирования рекламного пространства. Изменение городского эргонимического контекста заключается в переходе с номинации, основанной на конкретной дескрипции, к номинации, в основе которой лежат те или иные субъективные ассоциации. Сегодня очевидно постепенное вытеснение старой дескриптивной модели номинации («описание сферы торговли + номенклатурное название предприятия + имя купца или продавца»),а также моделей, в которых используются названия мест производства, в то время как в дореволюционной России около 95 % эргонимов создавалось именно по этим шаблонам. Значительная часть предлагаемого исследования направлена на рассмотрение особенностей прагматических установок моделей создания эргонимов конца XIX — начала XX в. и в современный период.
AB - Статья посвящена сопоставительному анализу современных и дореволюционных эргонимов Екатеринбурга. Сопоставляются срезы рубежа XIX–XX вв. и наших дней. Источником материала стали рекламные тексты, размещавшиеся в региональных СМИ; для исследования современных эргонимов использовался также справочник «Желтые страницы». Сравнительный анализ позволяет выявить актуальность дескриптивноймодели образования эргонимов в дореволюционном Екатеринбурге, т. е. более ста лет назад, и проследить, какое она получила развитие к рубежу XX–XXI вв. Культурные коды и функции, которые выполняет эргоним, меняются, расширяются и становятся значимым объектом для исследования. Так, доминировавшая в дореволюционной эргонимии модель использования личного имени владельца в названии фирмы или магазина через сто летедва ли не полностью вышла из употребления. Сегодня при создании эргонима лидирует ассоциативная номинация. Все это говорит об изменении прагматических установок номинаторов, а также о большом влиянии экстралингвистических факторов на процесс формирования рекламного пространства. Изменение городского эргонимического контекста заключается в переходе с номинации, основанной на конкретной дескрипции, к номинации, в основе которой лежат те или иные субъективные ассоциации. Сегодня очевидно постепенное вытеснение старой дескриптивной модели номинации («описание сферы торговли + номенклатурное название предприятия + имя купца или продавца»),а также моделей, в которых используются названия мест производства, в то время как в дореволюционной России около 95 % эргонимов создавалось именно по этим шаблонам. Значительная часть предлагаемого исследования направлена на рассмотрение особенностей прагматических установок моделей создания эргонимов конца XIX — начала XX в. и в современный период.
KW - Anthroponym
KW - Commercial name
KW - Ergonym
KW - Naming
KW - Naming pattern
KW - Onomastics
KW - Pragmatics
KW - naming pattern
KW - anthroponym
KW - onomastics
KW - commercial name
KW - ergonym
KW - naming
KW - pragmatics
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85087831188&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43676888
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000572853800014
U2 - 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.029
DO - 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.029
M3 - Статья
AN - SCOPUS:85087831188
VL - 17
SP - 303
EP - 311
JO - Voprosy Onomastiki
JF - Voprosy Onomastiki
SN - 1994-2400
IS - 2
ER -
ID: 13387736