Статья посвящена сопоставительному анализу современных и дореволюционных эргонимов Екатеринбурга. Сопоставляются срезы рубежа XIX–XX вв. и наших дней. Источником материала стали рекламные тексты, размещавшиеся в региональных СМИ; для исследования современных эргонимов использовался также справочник «Желтые страницы». Сравнительный анализ позволяет выявить актуальность дескриптивной
модели образования эргонимов в дореволюционном Екатеринбурге, т. е. более ста лет назад, и проследить, какое она получила развитие к рубежу XX–XXI вв. Культурные коды и функции, которые выполняет эргоним, меняются, расширяются и становятся значимым объектом для исследования. Так, доминировавшая в дореволюционной эргонимии модель использования личного имени владельца в названии фирмы или магазина через сто лет
едва ли не полностью вышла из употребления. Сегодня при создании эргонима лидирует ассоциативная номинация. Все это говорит об изменении прагматических установок номинаторов, а также о большом влиянии экстралингвистических факторов на процесс формирования рекламного пространства. Изменение городского эргонимического контекста заключается в переходе с номинации, основанной на конкретной дескрипции, к номинации, в основе которой лежат те или иные субъективные ассоциации. Сегодня очевидно постепенное вытеснение старой дескриптивной модели номинации («описание сферы торговли + номенклатурное название предприятия + имя купца или продавца»),
а также моделей, в которых используются названия мест производства, в то время как в дореволюционной России около 95 % эргонимов создавалось именно по этим шаблонам. Значительная часть предлагаемого исследования направлена на рассмотрение особенностей прагматических установок моделей создания эргонимов конца XIX — начала XX в. и в современный период.
Translated title of the contributionCommercial ergonymy in pre-revolutionary and present-day Russia A shift of patterns
Original languageRussian
Pages (from-to)303-311
Number of pages9
JournalVoprosy Onomastiki
Volume17
Issue number2
DOIs
Publication statusPublished - 1 Jan 2020

    ASJC Scopus subject areas

  • Communication
  • Language and Linguistics
  • Linguistics and Language

    Research areas

  • Anthroponym, Commercial name, Ergonym, Naming, Naming pattern, Onomastics, Pragmatics, naming pattern, anthroponym, onomastics, commercial name, ergonym, naming, pragmatics

    Level of Research Output

  • VAK List

    WoS ResearchAreas Categories

  • Language & Linguistics

    GRNTI

  • 16.00.00 LINGUISTICS

ID: 13387736