Стремительная вестернизация России в XVIII в., связанная с петровскими преобразованиями, трансформировала основы политической культуры страны, однако не смогла подорвать господствующих в ней позиций монархизма. На смену религиозному политическому языку с конца XVII в. приходит компаративный, заимствованный с Запада политический язык, позволявший сравнивать между собой различные формы правления – монархию, аристократию, демократию. Российские авторы XVIII столетия отдавали предпочтение монархии, соединяя традиционный религиозный монархизм с новыми, рационалистическими и секулярными аргументами в пользу « власти одного ».
Центральным аргументом в пользу монархии стало соображение о том, что монархия способна более эффективно отвечать на внешние вызовы, а республиканское государственное устройство приемлемо только для малых государств и вольных городов. Архиепископ Феофан Прокопович, например, считал республики слабыми в военном отношении и способными удержать лишь небольшую территорию ...