Статья посвящена истории педагогической мысли русского зарубежья в 1920-е годы. В центре внимания - идейное наследие тех русских педагогов, которые оказались в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги. Эмпирической базой исследования послужили публикации в «Вестнике Маньчжурского педагогического общества», издававшемся в Харбине в начале 1920-х годов. Кроме того, использованы материалы ежедневной периодической печати Харбина, прежде всего, газеты «Русский голос». Показана специфика тех условий, в которых развивалась педагогическая мысль на полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги в начале 1920-х годов. Авторами выявлены основные направления деятельности Маньчжурского педагогического общества. Охарактеризованы ключевые дискуссионные вопросы, обсуждавшиеся русским педагогическим сообществом Северо-Восточного Китая, связанные с образовательной политикой, в частности, теоретические проблемы психологии и педагогики, методики преподавания различных дисциплин. В статье впервые обращено специальное внимание на отношение русских педагогов Харбина к концепциям «свободного развития ребенка» и «связи школы с жизнью». Также проанализировано восприятие русскими педагогами Харбина процессов реформирования дореволюционной системы образования в начале ХХ века, образовательной политики Временного правительства, «единой трудовой школы» Советской России.