В процессе длительной эксплуатации парка турбин ГТН-16 установлена их низкая вибрационная надежность. Анализ многочисленных результатов вибрационной наладки агрегатов в эксплуатации дает основания считать, что система «ротор турбокомпрессора - подшипники - опоры» не отстроена в соответствии с су- ществующими требованиями по отстройке от критических частот (резонансов системы) в зоне рабочих частот вращения. Установлено, что конструкция ГТН-16 с опиранием входной части корпуса компрессора на упругие опоры приводит к появлению резонанса передней опоры на частотах вращения 1500-1700 мин-1. На основе упрощенной модели ротора на зарезонансных опорах (по отношению к рабочей частоте вращения) показано, что наличие таких опор сопровождает- ся появлением «дубль-форм» поперечных колебаний ротора, т. е. критические частоты по одним и тем же изгибным формам могут реализоваться дважды. Причем одна из «дубль-форм» имеет при этом частоту ниже, а вторая - выше расчетной, определенной без учета упруго-массовых характеристик опор. В ре- зультате инерционных свойств опор некоторые критические частоты изгибных колебаний ротора турбокомпрессора могут оказаться в области рабочих частот вращения, что и приводит к повышенной вибрации агрегата в эксплуатации.