Проблема и цель исследования. Организация воспитательной деятельности школьников и студентов в сфере образования - актуальная управленческая задача. В реализации этой задачи в рамках государственной политики многих стран важное место отводится волонтерской деятельности молодежи. Цель данной статьи - выявить факторы неучастия молодежи в волонтерских проектах и акциях и предложить управленческие решения, позволяющие совершенствовать воспитательную работу для активизации волонтерской активности школьников и студентов. Методы. Статья написана по результатам исследовательских проектов, реализованных в Свердловской области (Российская Федерация) в 2020-2022 годах. Авторы анализируют данные количественного опроса учащейся молодежи региона (N=1105, 2020 г.). Выборка квотная с ошибкой не более 3,5%. В основе выборки - квоты по полу, возрасту, уровню образования и месту проживания молодежи. Количественные данные дополняются данными 8-ми фокус-групп, проведенных со школьниками, студентами ссузов и вузов Свердловской области в 2022 году. Результаты и обсуждение. В статье доказано, что выбор позиции участия или неучастия молодежи в волонтерской деятельности определяется предшествующим опытом этой активности. Выделены основные факторы: наличие опыта как такового (r=0,306; р