Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - СТАНОВЛЕНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ И АРТ-ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ФЕМИНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
AU - Гудова, Маргарита Юрьевна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - В данной статье автор прослеживает процесс становления новых отраслей эстетического знания: медиаэстетики и мультимодальной эстетики в российской и зарубежной гуманитарных науках, таких как журналистика, литературоведение, педагогика, семиотика. Автор подчеркивает специфику предметных полей медиаэстетики как эстетики «новых медиа» и мультимодальной эстетики как эстетики искусства «новых форм» (гибридизированного, цифрового искусства). Для того чтобы показать научные основания, на которых формируются не только новые предметные поля современной эстетики, но и новые эстетические подходы, позволяющие более точно выявлять и концептуализировать содержание гибридизированных цифровых арт-проектов, автор применяет историко-эстетический метод. Такой метод позволяет прочертить линию исторической преемственности от идей диалога культур и полифонического романа М. М. Бахтина, идеи множественности языков культуры Ю. М. Лотмана к идеям множественности языков и полилога Ю. Кристевой, и от нее к дискурсивной семиотике и мультимодальной грамотности Г. Кресса, и, наконец, к транспозиционной грамматике Б. Коупа и М. Калантцис. В качестве иллюстрации того, как методики транспозиционной грамматики и мультимодальной эстетики помогают понять гибридизированные цифровые арт-проекты, приведен кейс с проектом Т. Махачевой «Дорогие…» (2019). В результате разбора кейса выявлено, как различные способы трансляции информации (модальности) передают множество значений, на их основе возникает множество смыслов, и как интерференции смыслов, производимых различными способами передачи информации, влияют на художественно-эстетические переживания читателей-зрителей-слушателей проекта.
AB - В данной статье автор прослеживает процесс становления новых отраслей эстетического знания: медиаэстетики и мультимодальной эстетики в российской и зарубежной гуманитарных науках, таких как журналистика, литературоведение, педагогика, семиотика. Автор подчеркивает специфику предметных полей медиаэстетики как эстетики «новых медиа» и мультимодальной эстетики как эстетики искусства «новых форм» (гибридизированного, цифрового искусства). Для того чтобы показать научные основания, на которых формируются не только новые предметные поля современной эстетики, но и новые эстетические подходы, позволяющие более точно выявлять и концептуализировать содержание гибридизированных цифровых арт-проектов, автор применяет историко-эстетический метод. Такой метод позволяет прочертить линию исторической преемственности от идей диалога культур и полифонического романа М. М. Бахтина, идеи множественности языков культуры Ю. М. Лотмана к идеям множественности языков и полилога Ю. Кристевой, и от нее к дискурсивной семиотике и мультимодальной грамотности Г. Кресса, и, наконец, к транспозиционной грамматике Б. Коупа и М. Калантцис. В качестве иллюстрации того, как методики транспозиционной грамматики и мультимодальной эстетики помогают понять гибридизированные цифровые арт-проекты, приведен кейс с проектом Т. Махачевой «Дорогие…» (2019). В результате разбора кейса выявлено, как различные способы трансляции информации (модальности) передают множество значений, на их основе возникает множество смыслов, и как интерференции смыслов, производимых различными способами передачи информации, влияют на художественно-эстетические переживания читателей-зрителей-слушателей проекта.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54123992
U2 - 10.35853/vestnik.gu.2023.2(41).15
DO - 10.35853/vestnik.gu.2023.2(41).15
M3 - Статья
SP - 152
EP - 163
JO - Вестник Гуманитарного университета
JF - Вестник Гуманитарного университета
SN - 2308-8117
IS - 2 (41)
ER -
ID: 42052524