Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{af254132bacb41faacd11cc687190286,
title = "Шарташская стилистика оформления старообрядческих рукописей: генезис, основные черты",
abstract = "Формирование шарташского стиля оформления рукописей традиционной книжной культуры происходило на Урале в районе о. Шарташ в 1780-е - 1820-е гг. в скрипториях старообрядческих скитов. Специфика заселения и освоения уральского региона, в которых важную роль сыграло старообрядчество во всем многообразии его течений с наличием своих художественных традиций, определила характерные особенности и признаки самостоятельного художественного стиля. Он складывался, с одной стороны, под влиянием древнерусской книжной культуры, с использованием элементов и стилистических приёмов, бытовавших в рукописях дораскольного периода. С другой стороны, стиль формировался с учётом наработок художественных направлений других старообрядческих центров в результате активного взаимодействия с их книжностью. Это было влияние поморской традиции в результате контактов с уральским беспоповским старообрядчеством и ветковской - в результате активного взаимодействия с западнорусскими центрами старообрядчества. Несмотря на соединение разнообразных графических приёмов, шарташский стиль представляет собой целостное явление старообрядческой культуры. Творческое осмысление уральскими книжниками различных изобразительных традиций привело к созданию оригинальной художественной стилистики, ставшей важным элементом региональной культуры. Шарташский стиль декорирования рукописей, оформившись в конце XVIII - начале XIX в., был актуален на страницах рукописей до конца XIX - начала XX в.",
author = "Ануфриева, {Наталья Викторовна}",
note = "Исследование поддержано госзаданием Министерства науки и образования РФ № FEUZ-2023-0018",
year = "2023",
doi = "10.22250/20728662_2023_1_154",
language = "Русский",
pages = "154--164",
journal = "Религиоведение",
issn = "2072-8662",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования {"}Амурский государственный университет{"}",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Шарташская стилистика оформления старообрядческих рукописей: генезис, основные черты

AU - Ануфриева, Наталья Викторовна

N1 - Исследование поддержано госзаданием Министерства науки и образования РФ № FEUZ-2023-0018

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Формирование шарташского стиля оформления рукописей традиционной книжной культуры происходило на Урале в районе о. Шарташ в 1780-е - 1820-е гг. в скрипториях старообрядческих скитов. Специфика заселения и освоения уральского региона, в которых важную роль сыграло старообрядчество во всем многообразии его течений с наличием своих художественных традиций, определила характерные особенности и признаки самостоятельного художественного стиля. Он складывался, с одной стороны, под влиянием древнерусской книжной культуры, с использованием элементов и стилистических приёмов, бытовавших в рукописях дораскольного периода. С другой стороны, стиль формировался с учётом наработок художественных направлений других старообрядческих центров в результате активного взаимодействия с их книжностью. Это было влияние поморской традиции в результате контактов с уральским беспоповским старообрядчеством и ветковской - в результате активного взаимодействия с западнорусскими центрами старообрядчества. Несмотря на соединение разнообразных графических приёмов, шарташский стиль представляет собой целостное явление старообрядческой культуры. Творческое осмысление уральскими книжниками различных изобразительных традиций привело к созданию оригинальной художественной стилистики, ставшей важным элементом региональной культуры. Шарташский стиль декорирования рукописей, оформившись в конце XVIII - начале XIX в., был актуален на страницах рукописей до конца XIX - начала XX в.

AB - Формирование шарташского стиля оформления рукописей традиционной книжной культуры происходило на Урале в районе о. Шарташ в 1780-е - 1820-е гг. в скрипториях старообрядческих скитов. Специфика заселения и освоения уральского региона, в которых важную роль сыграло старообрядчество во всем многообразии его течений с наличием своих художественных традиций, определила характерные особенности и признаки самостоятельного художественного стиля. Он складывался, с одной стороны, под влиянием древнерусской книжной культуры, с использованием элементов и стилистических приёмов, бытовавших в рукописях дораскольного периода. С другой стороны, стиль формировался с учётом наработок художественных направлений других старообрядческих центров в результате активного взаимодействия с их книжностью. Это было влияние поморской традиции в результате контактов с уральским беспоповским старообрядчеством и ветковской - в результате активного взаимодействия с западнорусскими центрами старообрядчества. Несмотря на соединение разнообразных графических приёмов, шарташский стиль представляет собой целостное явление старообрядческой культуры. Творческое осмысление уральскими книжниками различных изобразительных традиций привело к созданию оригинальной художественной стилистики, ставшей важным элементом региональной культуры. Шарташский стиль декорирования рукописей, оформившись в конце XVIII - начале XIX в., был актуален на страницах рукописей до конца XIX - начала XX в.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50455408

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85153629592

U2 - 10.22250/20728662_2023_1_154

DO - 10.22250/20728662_2023_1_154

M3 - Статья

SP - 154

EP - 164

JO - Религиоведение

JF - Религиоведение

SN - 2072-8662

IS - 1

ER -

ID: 37542154