Формирование шарташского стиля оформления рукописей традиционной книжной культуры происходило на Урале в районе о. Шарташ в 1780-е - 1820-е гг. в скрипториях старообрядческих скитов. Специфика заселения и освоения уральского региона, в которых важную роль сыграло старообрядчество во всем многообразии его течений с наличием своих художественных традиций, определила характерные особенности и признаки самостоятельного художественного стиля. Он складывался, с одной стороны, под влиянием древнерусской книжной культуры, с использованием элементов и стилистических приёмов, бытовавших в рукописях дораскольного периода. С другой стороны, стиль формировался с учётом наработок художественных направлений других старообрядческих центров в результате активного взаимодействия с их книжностью. Это было влияние поморской традиции в результате контактов с уральским беспоповским старообрядчеством и ветковской - в результате активного взаимодействия с западнорусскими центрами старообрядчества. Несмотря на соединение разнообразных графических приёмов, шарташский стиль представляет собой целостное явление старообрядческой культуры. Творческое осмысление уральскими книжниками различных изобразительных традиций привело к созданию оригинальной художественной стилистики, ставшей важным элементом региональной культуры. Шарташский стиль декорирования рукописей, оформившись в конце XVIII - начале XIX в., был актуален на страницах рукописей до конца XIX - начала XX в.
Translated title of the contributionSHARTASH STYLE OF DESIGN OF OLD BELIEVER MANUSCRIPTS: GENESIS AND MAIN FEATURES
Original languageRussian
Pages (from-to)154-164
Number of pages11
JournalРелигиоведение
Issue number1
DOIs
Publication statusPublished - 2023

    ASJC Scopus subject areas

  • Religious studies
  • Cultural Studies
  • Linguistics and Language
  • Economics and Econometrics

    Level of Research Output

  • VAK List
  • Russian Science Citation Index

ID: 37542154