Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
AU - Шуклина, Елена Анатольевна
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В современных условиях меняется концепт социального благополучия студенческой молодежи, трансформируясь в соответствии с новыми социальными вызовами и субъективными представлениями о норме в его оценке. Целью статьи является рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия студенческой молодежи и исследований, реализующихся в их рамках. Рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия было осуществлено в контексте гедонистической и эвдемонической традиций, что позволяет исследовать как объективное, так и субъективное благополучие молодежи, а также необходимые условия для его достижения. Институциональный подход фиксирует институциональные рамки, выступающие в качестве внешних факторов, его обусловливающих; социокультурный подход позволяет выявить культурные критерии восприятия социального благополучия и его интерпретации; общностный ориентирует на понимание всего многообразия общности студенческой молодежи, видов и градаций благополучия, ее характеризующих; ресурсный подход раскрывает проблему через анализ различных видов капитала личности и реализации ее ресурсного потенциала; рискологический - определяет перспективы достижения социального благополучия, задает прогноз возможности преодоления барьеров и рисков. Конструирование исследовательского поля проблемы социального благополучия студенческой молодежи - методологическая задача для понимания перспектив ее изучения. Модели исследовательского поля - это форма концептуализации проблемы социального благополучия молодежи, реализованная на основе нескольких принципов: принципа междисциплинарности; комплементарности исследовательских проблем и дисциплин; комплементарности концепций; соотнесенности с проблематикой молодежи, ее образовательными практиками и жизненным опытом; востребованности и социального заказа. В статье рассмотрен один из вариантов такой модели. Ее структура позволяет классифицировать направления исследований социального благополучия молодежи. Создание трансдисциплинарных моделей относится к сверхсложным задачам, помочь их воплотить может теория сложности, обеспечивающая органичный, многомерный взгляд на понимание благополучия как системы знаний. Концепция нелинейного образования применительно к высшей школе, базирующаяся на принципах полидисциплинарности и многовекторности его развития, также углубляет представления о социальном благополучии студенческой молодежи. Комплексное использование данных методологических подходов позволяет увидеть те аспекты проблемы, которые еще не получили достаточного освещения в научных исследованиях и находятся за пределами исследовательского поля, а также те области и направления исследования молодежи, где проблематика благополучия представлена лишь фрагментарно.
AB - В современных условиях меняется концепт социального благополучия студенческой молодежи, трансформируясь в соответствии с новыми социальными вызовами и субъективными представлениями о норме в его оценке. Целью статьи является рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия студенческой молодежи и исследований, реализующихся в их рамках. Рассмотрение концептуальных подходов к анализу социального благополучия было осуществлено в контексте гедонистической и эвдемонической традиций, что позволяет исследовать как объективное, так и субъективное благополучие молодежи, а также необходимые условия для его достижения. Институциональный подход фиксирует институциональные рамки, выступающие в качестве внешних факторов, его обусловливающих; социокультурный подход позволяет выявить культурные критерии восприятия социального благополучия и его интерпретации; общностный ориентирует на понимание всего многообразия общности студенческой молодежи, видов и градаций благополучия, ее характеризующих; ресурсный подход раскрывает проблему через анализ различных видов капитала личности и реализации ее ресурсного потенциала; рискологический - определяет перспективы достижения социального благополучия, задает прогноз возможности преодоления барьеров и рисков. Конструирование исследовательского поля проблемы социального благополучия студенческой молодежи - методологическая задача для понимания перспектив ее изучения. Модели исследовательского поля - это форма концептуализации проблемы социального благополучия молодежи, реализованная на основе нескольких принципов: принципа междисциплинарности; комплементарности исследовательских проблем и дисциплин; комплементарности концепций; соотнесенности с проблематикой молодежи, ее образовательными практиками и жизненным опытом; востребованности и социального заказа. В статье рассмотрен один из вариантов такой модели. Ее структура позволяет классифицировать направления исследований социального благополучия молодежи. Создание трансдисциплинарных моделей относится к сверхсложным задачам, помочь их воплотить может теория сложности, обеспечивающая органичный, многомерный взгляд на понимание благополучия как системы знаний. Концепция нелинейного образования применительно к высшей школе, базирующаяся на принципах полидисциплинарности и многовекторности его развития, также углубляет представления о социальном благополучии студенческой молодежи. Комплексное использование данных методологических подходов позволяет увидеть те аспекты проблемы, которые еще не получили достаточного освещения в научных исследованиях и находятся за пределами исследовательского поля, а также те области и направления исследования молодежи, где проблематика благополучия представлена лишь фрагментарно.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47481528
U2 - 10.26105/SSPU.2021.52.89.017
DO - 10.26105/SSPU.2021.52.89.017
M3 - Статья
SP - 102
EP - 116
JO - Вестник Сургутского государственного педагогического университета
JF - Вестник Сургутского государственного педагогического университета
SN - 2078-7626
IS - 5 (74)
ER -
ID: 29306666