Обсуждаются результаты сравнительного анализа представлений о стрессе у представителей русской, турецкой и китайской культур. Особенности психической структуры представлений диагностировались с помощью модифицированной версии методики «Интегральные концептуальные структуры» М.А. Холодной. Описана стратегия анализа ответов респондентов, выполненных на родном языке, в соответствии с основными признаками стресса (причины, характеристика состояния, последствия, процесс развития). Продемонстрированы примеры визуализации представлений о стрессе в разных культурных группах. Выборочная совокупность представлена 226 студентами университетов (98 русских, 70 турецких, 58 китайских респондентов). Получены данные, подтверждающие бо'льшую дифференцированность представлений у русских ( p = 0,000). Обнаружено, что у русских представление о стрессе является более структурно проработанным ( p ≤ 0,001) и содержательно «полярным» по сравнению с китайскими студентами. У турецких и китайских респондентов достоверных различий в структуре представлений не выявлено. Показано, что понимание стресса у представителей русской культуры связано с разнообразными проявлениями стресса и хроническим характером его протекания, у турецких студентов - с текущей учебной деятельностью и жизнью после окончания университета, у китайских респондентов - с обобщенными признаками стресса и необходимостью быстрого реагирования человека на трудные ситуации. Утверждается, что культурные различия представлений о стрессе обусловлены принадлежностью русских к культуре смешанного типа со сдвигом от коллективизма в сторону индивидуализма, турецких и китайских респондентов - к коллективистической культуре. Делается заключение об индивидуально-психологическом понимании стресса русскими студентами, об актуальности ситуации студенчества и неопределенности будущего для турецких респондентов, обобщенности представлений о стрессе у китайской выборки.
Translated title of the contributionStress representations in different cultures
Original languageRussian
Pages (from-to)68-81
Number of pages14
JournalВопросы психологии
Volume2017-January
Issue number1
Publication statusPublished - 2017

    WoS ResearchAreas Categories

  • Psychology, Educational

    GRNTI

  • 15.00.00 PSYCHOLOGY

    Level of Research Output

  • VAK List

    ASJC Scopus subject areas

  • Psychology(all)

    Research areas

  • stress, representations, individualism, collectivism, Russian, Turkish and Chinese students, SCALE

ID: 1819686