Объектом исследования являются вопросы национальной и субкультурной идентичности студенчества в глобальном и плюралистичном пространстве российского социума. Авторы акцентируют внимание на необходимость рассмотрения противоречия между вопросами преемственности поколений, сохранения исторически традиционных оснований общества, национальной идентичности в условиях глобализационных изменений, отмечают актуальность проблемы самоидентификации в периоды общественных трансформаций. Предметом исследования в данном контексте выступает феномен студенческого бала как индикатор студенческой субкультуры. Авторы исследуют досуговые предпочтения студенческой молодежи, рассматривая досуг как форму личностной самореализации и социально-культурной интеграции. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной деятельности социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей молодого поколения. Исследование основано на теоретических положениях О. Ю. Захаровой, Г. Е. Зборовского, М. Ю. Лотмана, К. М. Ольховикова о роли культуры в формировании ценностных ориентаций интеллектуальных слоев России, к которым принадлежит и студенчество, традициях досуговых практик, а также материалах региональных и локальных социологических исследований. На основе полученных эмпирических материалов авторы доказывают, что стихийное формирование ценностных ориентаций студенчества в условиях полистилистичной культуры, без сохранения базовых основ национальной культуры представляет опасность потери и национальной, а не только субкультурной идентичности. При этом анализ национальных основ российского воспитания необходим для сохранения необходимых национальных традиций в глобальном поликультурном пространстве. Обосновывается тезис, что бал является востребованной молодежью формой возрождения традиций русской культуры, а современная бальная культура несет мощнейшее воздействие на развитие личности, на духовное восприятие мира. Бал как культурный феномен позволяет решить задачи образования и воспитания, способствует сохранению национальной и субкультурной идентичности.
Original languageRussian
Pages (from-to)829-838
Number of pages10
JournalПолитика и общество
Issue number7
DOIs
Publication statusPublished - 2015

    Level of Research Output

  • VAK List

    GRNTI

  • 14.00.00 EDUCATION. PEDAGOGY

ID: 1708881