Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
AU - Бердникова, Дария Владимировна
AU - Вильгельм, Анжелика Мартыновна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В настоящее время проблема изучения специфики профессиональной активности преподавателей вузов является актуальной, что во многом связано с существенными изменениями в профессиональной деятельности преподавателя вуза: расширяется функционал, повышаются требования к компетентности, растет уровень стресса. Профессиональная активность, являясь предиктором профессионального и личностного развития и основой субъектности человека, позволяет педагогу достигать высокого уровня профессионализма, успешно преодолевать возникающие препятствия, эффективно отвечать на вызовы профессиональной среды. При этом, несмотря на важность данного психологического феномена, на данный момент в литературе он изучен сравнительно мало. Целью исследования являлось изучение структуры профессиональной активности преподавателей вузов. В рамках нашего исследования на основе теоретического анализа была предложена гипотеза о структуре профессиональной активности, которая получила свое эмпирическое подтверждение. Посредством факторного анализа были выделены и описаны основные подструктуры профессиональной активности, а именно «Направленность на окружающий мир», «Направленность на себя», «Направленность на стабильность», «Направленность на функционал», показан вклад каждой из них в общую структуру феномена с описанием конструктивных и деструктивных сторон каждой подструктуры. Также предложен предварительный комплекс мероприятий по развитию профессиональной активности у преподавателей вузов. Представленные в исследовании результаты могут быть использованы при проведении психологической диагностики, психологического консультирования в контексте профессионального развития, в менеджменте, при проведении тренинговых, игровых и иных форм занятий, направленных на развитие профессиональной активности и способствующих самореализации человека.
AB - В настоящее время проблема изучения специфики профессиональной активности преподавателей вузов является актуальной, что во многом связано с существенными изменениями в профессиональной деятельности преподавателя вуза: расширяется функционал, повышаются требования к компетентности, растет уровень стресса. Профессиональная активность, являясь предиктором профессионального и личностного развития и основой субъектности человека, позволяет педагогу достигать высокого уровня профессионализма, успешно преодолевать возникающие препятствия, эффективно отвечать на вызовы профессиональной среды. При этом, несмотря на важность данного психологического феномена, на данный момент в литературе он изучен сравнительно мало. Целью исследования являлось изучение структуры профессиональной активности преподавателей вузов. В рамках нашего исследования на основе теоретического анализа была предложена гипотеза о структуре профессиональной активности, которая получила свое эмпирическое подтверждение. Посредством факторного анализа были выделены и описаны основные подструктуры профессиональной активности, а именно «Направленность на окружающий мир», «Направленность на себя», «Направленность на стабильность», «Направленность на функционал», показан вклад каждой из них в общую структуру феномена с описанием конструктивных и деструктивных сторон каждой подструктуры. Также предложен предварительный комплекс мероприятий по развитию профессиональной активности у преподавателей вузов. Представленные в исследовании результаты могут быть использованы при проведении психологической диагностики, психологического консультирования в контексте профессионального развития, в менеджменте, при проведении тренинговых, игровых и иных форм занятий, направленных на развитие профессиональной активности и способствующих самореализации человека.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50056661
U2 - 10.26170/2079-8717_2022_06_21
DO - 10.26170/2079-8717_2022_06_21
M3 - Статья
SP - 172
EP - 180
JO - Педагогическое образование в России
JF - Педагогическое образование в России
SN - 2079-8717
IS - 6
ER -
ID: 33258134