DOI

Введение. Проблемы функционирования виртуальных музеев в социокультурной сфере являются объектом исследования междисциплинарных областей гуманитарного знания. Разные подходы к такому явлению как «виртуальный музей» обусловлены тем, что он постоянно модифицируется, затрудняя разработку теоретической концепции, что делает данный вопрос особенно актуальным. Цель статьи - рассмотреть виртуальный музей как новую модель коммуникативной культуры в контексте перспектив музейной педагогики. Материалы и методы. Материалы и методы исследования основаны на анализе процессов виртуализации пространства современного музея как новой модели коммуникативной культуры. Методологической базой являются теория музейной коммуникации, теория репрезентации культурной памяти (“memory studies”), а также методические аспекты музейной педагогики как актуальной социально-культурной практики. Исследование строится на основе как классических методов (анализа, синтеза, обобщения), так и на использовании культурно-исторического, компетентностного и деятельностного подходов. Результаты. Рост популярности музея в цифровую эпоху, по мнению авторов, связан с модификацией музейного пространства и с трансформацией функций музея как новой модели коммуникативной культуры. Благодаря сетевым технологиям выделяется ряд новых музейных коммуникаций. Музей из хранилища и обозрения артефактов прошлого превратился в открытое интерактивное пространство, вовлекающее посетителя в диалог, взаимодействие, что актуализирует использование виртуальных ресурсов музея в учебно-воспитательном процессе школ и вузов. Процессы трансформации музея как социального института и новой модели коммуникативной культуры в условиях цифровизации - в исследовательском поле представителей разных гуманитарных наук (российских и зарубежных). Это дает возможность провести междисциплинарную дискуссию, отталкиваясь от новых коммуникационных функций музея и определить реальные перспективы музейной педагогики. Заключение. Проведенное исследование помогает определить дальнейшие пути изучения виртуального музея как новой модели коммуникативной культуры и специфику его воздействия на дальнейшее развитие музейной педагогики как важной структуры медиаобразования, то есть учебно-воспитательного процесса в школе и вузе в цифровую эпоху.
Translated title of the contributionВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Original languageEnglish
Pages (from-to)662-675
Number of pages14
JournalPerspektivy Nauki i Obrazovania
Issue number3 (63)
DOIs
Publication statusPublished - 2023

    ASJC Scopus subject areas

  • Philosophy
  • Education

    Level of Research Output

  • VAK List

ID: 42053130