DOI

Проблема содержания учебных изданий для студентов вузов по религиоведению, вышедших в последнее время, является важной и актуальной исследовательской проблемой, так как показывает зависимость их содержания от социокультурных изменений, происходящих в поле отечественного религиоведения: объекте, методологии исследования, научных подходах и принципах. Методы исследования. Для выявления факторов, влияющих на содержание учебных изданий, проведен их сравнительный анализ (общее количество - 38) по критериям: время выхода учебного издания; ориентация учебного издания (специальность, направление подготовки, уровень образования); структура религиоведения как системы знаний о религии; определение религии как базового понятия; нейтральность позиции авторов учебных изданий по отношению к той или иной религии. Были проанализированы учебники и учебные пособия, подготовленные коллективами авторов и изданные в крупных российских издательствах, либо в вузовских издательствах. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа показана эволюция содержания учебных изданий, его корреляция с происходящими социокультурными изменениями и векторами исследования религии в отечественной и зарубежной науке. Выявлены изменения структуры знания и поля религиоведения, различия в способах подачи материала; отмечен прикладной характер некоторых разделов для студентов направлений «Юриспруденция», «Социальная работа» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Зафиксированы различия в «нейтральности» авторской позиции по отношению к той или иной религии, равноудаленности от религиозных институтов или конфессий. Выводы. Отечественные учебные издания по религиоведению претерпели существенные идейные и содержательные изменения с советских времен научного атеизма. В изученных российских учебных изданиях присутствует в систематизированном виде утвердившееся в академическом сообществе исследователей религии знание о религии. Однако доля новых современных тем о религии дискуссионного характера не высока. Выявлено, что авторы учебных изданий, аффилированные с крупными религиоведческими центрами, занимают объективную, нейтральную позицию в описании религий и конфессий. Субъективность, отсутствие нейтральности авторов, а также определенное не следование светскому характеру высшей школы в России обнаружено в учебных изданиях заведений, не имеющих профильных кафедр религиоведения. Организация материала в учебных изданиях затрудняет самостоятельный сравнительный анализ религий учащимися.
Translated title of the contributionРелигиоведение в высшей школе: сравнительный анализ содержания учебных изданий
Original languageEnglish
Pages (from-to)193-202
Number of pages10
JournalPerspektivy Nauki i Obrazovania
Volume46
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2020

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Philosophy

    GRNTI

  • 14.07.00

    Level of Research Output

  • VAK List

ID: 13918097