DOI

В современной педагогике постепенно утверждается образовательный идеал знания, как особого свойства включенного в бытие мира человека. На первый план здесь выходит формирование человека, а не просто процесс передачи определенной суммы знаний. Одним из основоположников такого подхода является Макс Шелер. Материалы и методы. Общими основаниями исследования его концепции образования для нас послужили метод философско-антропологической реконструкции и метод содержательно-смысловой интерпретации, а также диалектический, герменевтический, компаративистский, восхождения от абстрактного к конкретному, системный и другие методы. Основные результаты исследования. Свою теорию образования немецкий мыслитель разработал на основе философской антропологии и социологии знания, составными частями которой служат феноменология и аксиология. Главная задача философской антропологии состоит в анализе сущности и сущностной структуры человека, истоков его бытия, соединяющего в себе мощный, но слепой энергетически-витальный «порыв» и зрячий, но слабый содержательно-смысловой «дух», аксиологически устремленный к Божеству. В первую очередь, человек - существо любящее, а потом - познающее и волящее. Шелер выделил три вида знания - практическое, позитивное, нацеленное на достижение прагматических целей; сущностное, образовательное, направленное на становление и развитие личности, и метафизическое, спасительное, устремленное к постижению высшей основы бытия, которые могут быть использованы в процессе образования и духовного развития человека, где главную роль играет второй вид знания. Образование есть процесс самосозидания человека через любовь к другим людям, Богу и всему миру, подчеркивает философ. Метафизической предпосылкой самоформирования личности служит свобода как спонтанность ее духовного центра. Цель образования - реализация идеала всечеловека как всесторонне и духовно развитой личности. В абсолютном смысле «всечеловек» представляет собой «направляющую идею» человека, в бесконечной форме и конечном многообразии последовательно раскрывающего все свои сущностные возможности. В относительном смысле этот идеал воплощается в представлении о «благообразно сформированном человеке», стремящемся к саморазвитию в конкретных исторических условиях и жизненных обстоятельствах. Всестороннее и целостное мировоззрение индивида возможно через получение и усвоение сущностного, образовательного и других видов знания, которые определяют структуру упорядочивания и осмысления фактов возможного опыта людей.
Translated title of the contributionКонцепция образования Макса Шелера в свете его философской антропологии
Original languageEnglish
Pages (from-to)10-21
Number of pages12
JournalPerspektivy Nauki i Obrazovania
Volume48
Issue number6
DOIs
Publication statusPublished - 31 Dec 2020

    ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Philosophy

    GRNTI

  • 02.00.00 PHILOSOPHY

    Level of Research Output

  • VAK List

ID: 20519906