Мифологизированный образ России в английской художественной литературе сформировался и постоянно используется в течение нескольких столетий. Традиционно Россия описывается как далекая, холодная, непредсказуемая и дикая страна. Цель данной статьи - продемонстрировать динамику нового дискурса, а именно дискурса русской культуры в английской литературе, который возник в начале XX в. и получил дальнейшее развитие в литературе конца ХХ - начала XXI в. Особо подчеркивается влияние трагической истории России ХХ в. на изменение модуса русской темы в английской литературе. Русская тема в современном английском романе впервые в отечественном литературоведении рассматривается на примере произведений трех английских писательниц: «Лунный тигр» Пенелопы Лайвли (1987), «Начало весны» Пенелопы Фицджеральд (1988), «Блокада» и «Измена» Хелен Данмор (2011). История России преломляется в этих романах в судьбах простых людей, образы которых создаются авторами с явным состраданием и симпатией. Рассматриваемые произведения ломают сложившийся в английской литературе стереотип, создавая новый дискурс сочувствия к России и трагическим судьбам русских людей в ХХ в.