Standard

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1945-1955 ГГ. О "МИРЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ": КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. / Круглова, Татьяна Анатольевна.
In: Ярославский педагогический вестник, No. 5 (134), 2023, p. 237-244.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{ec619b100d764527976245417f071256,
title = "СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1945-1955 ГГ. О {"}МИРЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ{"}: КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ",
abstract = "Целью исследования является анализ советского искусства послевоенного десятилетия на предмет выявления в нем векторов проектирования человека в реальности «мира после войны», а также альтернативных версий, заданных реагированием на посттравматический опыт войны и тяжесть послевоенного восстановительного периода. Формулируются теоретические трудности исследования этого периода: разломы между установками культурной политики на государственный патриотизм и национализм, и запросами массового потребителя. Выдвигается гипотеза, что наиболее уязвимым местом культурной политики и художественной деятельности стала переоценка опыта жизни в военных условиях и проблема переосмысления роли конфликтов, их новых типов и репрезентаций. Охарактеризованы установки двух основных потоков официального искусства с точки зрения их влияния на адаптивный потенциал человека. Заказ «сверху» на произведения, транслирующие государственный патриотизм, подкрепленный серией постановлений партии и правительства, квалифицирован как неадекватный реальному культурно-антропологическому состоянию потребителей. Второй, более массовый, поток художественной продукции транслирует ценности повседневности в ее негероическом модусе, приватные и семейные сцены, гармонию с природой, идиллию человеческих связей. Этот поток определяется нами как версия советского бидермайера, аналога европейскому типу искусства, возникшему в первой трети ХIХ века как реакция на войны и революции, как стилевое оформление автономии буржуа. Советский бидермайер, как и его исторический предшественник, дистанцировался от рефлексии над травматическим опытом войны, развивая и укрепляя ценности приватности ценой изоляции от больших социально-значимых проектов.",
author = "Круглова, {Татьяна Анатольевна}",
note = "Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда № 23-18-00851, https://rscf.ru/project/23-18-00851/.",
year = "2023",
doi = "10.20323/1813-145X_2023_5_134_237",
language = "Русский",
pages = "237--244",
journal = "Ярославский педагогический вестник",
issn = "1813-145X",
publisher = "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского",
number = "5 (134)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1945-1955 ГГ. О "МИРЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ": КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

AU - Круглова, Татьяна Анатольевна

N1 - Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда № 23-18-00851, https://rscf.ru/project/23-18-00851/.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Целью исследования является анализ советского искусства послевоенного десятилетия на предмет выявления в нем векторов проектирования человека в реальности «мира после войны», а также альтернативных версий, заданных реагированием на посттравматический опыт войны и тяжесть послевоенного восстановительного периода. Формулируются теоретические трудности исследования этого периода: разломы между установками культурной политики на государственный патриотизм и национализм, и запросами массового потребителя. Выдвигается гипотеза, что наиболее уязвимым местом культурной политики и художественной деятельности стала переоценка опыта жизни в военных условиях и проблема переосмысления роли конфликтов, их новых типов и репрезентаций. Охарактеризованы установки двух основных потоков официального искусства с точки зрения их влияния на адаптивный потенциал человека. Заказ «сверху» на произведения, транслирующие государственный патриотизм, подкрепленный серией постановлений партии и правительства, квалифицирован как неадекватный реальному культурно-антропологическому состоянию потребителей. Второй, более массовый, поток художественной продукции транслирует ценности повседневности в ее негероическом модусе, приватные и семейные сцены, гармонию с природой, идиллию человеческих связей. Этот поток определяется нами как версия советского бидермайера, аналога европейскому типу искусства, возникшему в первой трети ХIХ века как реакция на войны и революции, как стилевое оформление автономии буржуа. Советский бидермайер, как и его исторический предшественник, дистанцировался от рефлексии над травматическим опытом войны, развивая и укрепляя ценности приватности ценой изоляции от больших социально-значимых проектов.

AB - Целью исследования является анализ советского искусства послевоенного десятилетия на предмет выявления в нем векторов проектирования человека в реальности «мира после войны», а также альтернативных версий, заданных реагированием на посттравматический опыт войны и тяжесть послевоенного восстановительного периода. Формулируются теоретические трудности исследования этого периода: разломы между установками культурной политики на государственный патриотизм и национализм, и запросами массового потребителя. Выдвигается гипотеза, что наиболее уязвимым местом культурной политики и художественной деятельности стала переоценка опыта жизни в военных условиях и проблема переосмысления роли конфликтов, их новых типов и репрезентаций. Охарактеризованы установки двух основных потоков официального искусства с точки зрения их влияния на адаптивный потенциал человека. Заказ «сверху» на произведения, транслирующие государственный патриотизм, подкрепленный серией постановлений партии и правительства, квалифицирован как неадекватный реальному культурно-антропологическому состоянию потребителей. Второй, более массовый, поток художественной продукции транслирует ценности повседневности в ее негероическом модусе, приватные и семейные сцены, гармонию с природой, идиллию человеческих связей. Этот поток определяется нами как версия советского бидермайера, аналога европейскому типу искусства, возникшему в первой трети ХIХ века как реакция на войны и революции, как стилевое оформление автономии буржуа. Советский бидермайер, как и его исторический предшественник, дистанцировался от рефлексии над травматическим опытом войны, развивая и укрепляя ценности приватности ценой изоляции от больших социально-значимых проектов.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=59744833

U2 - 10.20323/1813-145X_2023_5_134_237

DO - 10.20323/1813-145X_2023_5_134_237

M3 - Статья

SP - 237

EP - 244

JO - Ярославский педагогический вестник

JF - Ярославский педагогический вестник

SN - 1813-145X

IS - 5 (134)

ER -

ID: 53020609