Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Я. А. КОМЕНСКОГО (К 430-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
AU - Стожко, Наталья Юрьевна
AU - Стожко, Дмитрий Константинович
AU - Шиловцев, Андрей Владимирович
AU - Некрасов, Станислав Николаевич
AU - Сорокина, Наталья Ивановна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Современный мир переживает эпоху глобального кризиса буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сфера образования и воспитания в этом отношении не составляет исключение. Наиболее опасными проявлениями этого кризиса в образовании сегодня являются его дегуманизация, формализация и технологизация. В условиях цифровой революции и тотального распространения глобальных информационных сетей участники образовательного процесса становятся зависимыми от господствующего в них контента и в гораздо меньшей степени проявляют свою субъектные способности к познанию и освоению новой реальности. В связи с этим особый интерес представляет исторический опыт гуманистической педагогики, накопленный наукой за прошлые годы. Гуманизм как система мировоззрения, в которой высшей ценностью становится сам человек, человеческая личность, внес значительный вклад в педагогиче6скую науку. Среди таких выдающихся педагогов - гуманистов прошлых веков, как Т Мор, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, и др. был и выдающийся чешский мыслитель, философ, писатель и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), 430 лет со дня рождения которого исполнилось в 2022 г. Его идеи в области педагогической дидактики, в формировании содержания и организации педагогического процесса в определенных отношениях предвосхитили появление таких распространенных сегодня теорий, как концепция «развивающего образования» Л. С. Выготского, «Я-концепция» К. Роджерса, «когнитивного конструктивизма» Ж. Пиаже, «коммуникативной педагогики» В. Караковского и др. Целью исследования является выявление связи идей Я. А. Коменского с последующим развитием гуманитарных наук и с современностью, и с возможностями их практического использования. В статье представлен анализ философских и мировоззренческих оснований педагогики Я. А. Коменского, ее гуманистического и личностно ориентированного характера, раскрыто ее значение для формирования гармонично развитого человека.
AB - Современный мир переживает эпоху глобального кризиса буквально во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Сфера образования и воспитания в этом отношении не составляет исключение. Наиболее опасными проявлениями этого кризиса в образовании сегодня являются его дегуманизация, формализация и технологизация. В условиях цифровой революции и тотального распространения глобальных информационных сетей участники образовательного процесса становятся зависимыми от господствующего в них контента и в гораздо меньшей степени проявляют свою субъектные способности к познанию и освоению новой реальности. В связи с этим особый интерес представляет исторический опыт гуманистической педагогики, накопленный наукой за прошлые годы. Гуманизм как система мировоззрения, в которой высшей ценностью становится сам человек, человеческая личность, внес значительный вклад в педагогиче6скую науку. Среди таких выдающихся педагогов - гуманистов прошлых веков, как Т Мор, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, и др. был и выдающийся чешский мыслитель, философ, писатель и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.), 430 лет со дня рождения которого исполнилось в 2022 г. Его идеи в области педагогической дидактики, в формировании содержания и организации педагогического процесса в определенных отношениях предвосхитили появление таких распространенных сегодня теорий, как концепция «развивающего образования» Л. С. Выготского, «Я-концепция» К. Роджерса, «когнитивного конструктивизма» Ж. Пиаже, «коммуникативной педагогики» В. Караковского и др. Целью исследования является выявление связи идей Я. А. Коменского с последующим развитием гуманитарных наук и с современностью, и с возможностями их практического использования. В статье представлен анализ философских и мировоззренческих оснований педагогики Я. А. Коменского, ее гуманистического и личностно ориентированного характера, раскрыто ее значение для формирования гармонично развитого человека.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49939766
U2 - 10.24412/2076-1503-2022-10-257-265
DO - 10.24412/2076-1503-2022-10-257-265
M3 - Статья
SP - 257
EP - 265
JO - Образование и право
JF - Образование и право
SN - 2076-1503
IS - 10
ER -
ID: 32910761