Standard

"ХУДОЖЕСТВА" В ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1725-1803 ГОДЫ: НА СТЫКЕ НАУК, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ. / Келлер, Андрей Викторович.
In: Социология науки и технологий, Vol. 14, No. 4, 2023, p. 7-29.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3e67a113dee0479283861d43974cffd0,
title = "{"}ХУДОЖЕСТВА{"} В ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1725-1803 ГОДЫ: НА СТЫКЕ НАУК, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ",
abstract = "Анализируется структура научного знания в XVIII в. на примере Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Цель исследования - показать, что в устойчивой формуле «наук и художеств» заключался главный принцип структуры научного знания XVIII в. Задача исследования - раскрыть особое место ремесленного знания и мастерской как экспериментального производственного пространства для соединения науки и практики, науки и технологий. Художественные палаты и ремесленные мастерские в Академии превратились в экспериментальные лаборатории своего времени, где состоялась опытная, экспериментальная наука, сыгравшая решающую роль в будущей промышленной революции. Соединение «теоретической» и «прикладной» науки было исключительно важно не только для развития науки, но и для всей экономики. В «ментальном государстве» Петра I благодаря его личному пристрастию к «наукам и художествам» соединились факторы и качества, необходимые для осуществления идеи развития наук с помощью ремесел, как и ремесел с помощью наук, т. е. развития экономики с помощью наук и технологий. Результаты исследования показывают, что была создана уникальная (светская) идентичность российской Академии наук в духе эпохи раннего Просвещения, необходимая для развития современной науки, освобожденной от влияния института церкви на ее дела. Осуществленная диверсификация традиционного нарратива делает возможным преодоление парадигмы «модернизаторского» подхода в применении к концептам науки и технологий (ремесла). Хронологические рамки статьи ограничиваются 1725-1803 гг. - временем существования Академии наук и художеств, с 1747 г. - Императорской академии наук и художеств, после чего она переименована в Императорскую петербургскую академию наук, где «художества» больше не присутствуют в названии, но продолжают существовать в урезанном виде в структуре Академии.",
author = "Келлер, {Андрей Викторович}",
note = "Исследование выполнено в рамках государственного задания МНиВО РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018. ",
year = "2023",
doi = "10.24412/2079-0910-2023-4-7-29",
language = "Русский",
volume = "14",
pages = "7--29",
journal = "Социология науки и технологий",
issn = "2079-0910",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью {"}Нестор-История{"}",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - "ХУДОЖЕСТВА" В ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1725-1803 ГОДЫ: НА СТЫКЕ НАУК, ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ

AU - Келлер, Андрей Викторович

N1 - Исследование выполнено в рамках государственного задания МНиВО РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Анализируется структура научного знания в XVIII в. на примере Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Цель исследования - показать, что в устойчивой формуле «наук и художеств» заключался главный принцип структуры научного знания XVIII в. Задача исследования - раскрыть особое место ремесленного знания и мастерской как экспериментального производственного пространства для соединения науки и практики, науки и технологий. Художественные палаты и ремесленные мастерские в Академии превратились в экспериментальные лаборатории своего времени, где состоялась опытная, экспериментальная наука, сыгравшая решающую роль в будущей промышленной революции. Соединение «теоретической» и «прикладной» науки было исключительно важно не только для развития науки, но и для всей экономики. В «ментальном государстве» Петра I благодаря его личному пристрастию к «наукам и художествам» соединились факторы и качества, необходимые для осуществления идеи развития наук с помощью ремесел, как и ремесел с помощью наук, т. е. развития экономики с помощью наук и технологий. Результаты исследования показывают, что была создана уникальная (светская) идентичность российской Академии наук в духе эпохи раннего Просвещения, необходимая для развития современной науки, освобожденной от влияния института церкви на ее дела. Осуществленная диверсификация традиционного нарратива делает возможным преодоление парадигмы «модернизаторского» подхода в применении к концептам науки и технологий (ремесла). Хронологические рамки статьи ограничиваются 1725-1803 гг. - временем существования Академии наук и художеств, с 1747 г. - Императорской академии наук и художеств, после чего она переименована в Императорскую петербургскую академию наук, где «художества» больше не присутствуют в названии, но продолжают существовать в урезанном виде в структуре Академии.

AB - Анализируется структура научного знания в XVIII в. на примере Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Цель исследования - показать, что в устойчивой формуле «наук и художеств» заключался главный принцип структуры научного знания XVIII в. Задача исследования - раскрыть особое место ремесленного знания и мастерской как экспериментального производственного пространства для соединения науки и практики, науки и технологий. Художественные палаты и ремесленные мастерские в Академии превратились в экспериментальные лаборатории своего времени, где состоялась опытная, экспериментальная наука, сыгравшая решающую роль в будущей промышленной революции. Соединение «теоретической» и «прикладной» науки было исключительно важно не только для развития науки, но и для всей экономики. В «ментальном государстве» Петра I благодаря его личному пристрастию к «наукам и художествам» соединились факторы и качества, необходимые для осуществления идеи развития наук с помощью ремесел, как и ремесел с помощью наук, т. е. развития экономики с помощью наук и технологий. Результаты исследования показывают, что была создана уникальная (светская) идентичность российской Академии наук в духе эпохи раннего Просвещения, необходимая для развития современной науки, освобожденной от влияния института церкви на ее дела. Осуществленная диверсификация традиционного нарратива делает возможным преодоление парадигмы «модернизаторского» подхода в применении к концептам науки и технологий (ремесла). Хронологические рамки статьи ограничиваются 1725-1803 гг. - временем существования Академии наук и художеств, с 1747 г. - Императорской академии наук и художеств, после чего она переименована в Императорскую петербургскую академию наук, где «художества» больше не присутствуют в названии, но продолжают существовать в урезанном виде в структуре Академии.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=59460214

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001163021100001

U2 - 10.24412/2079-0910-2023-4-7-29

DO - 10.24412/2079-0910-2023-4-7-29

M3 - Статья

VL - 14

SP - 7

EP - 29

JO - Социология науки и технологий

JF - Социология науки и технологий

SN - 2079-0910

IS - 4

ER -

ID: 52405534