В работе изучается поэзия, опубликованная в уральских периодических изданиях 1917-1919 гг. Это в основном публицистические газетные стихи, представляющие интерес с точки зрения выражения общественного мнения относительно событий революций 1917 г. и Г ражданской войны на У рале. Диапазон суждений и оценок этих событий определяется не только личными и партийными пристрастиями и предпочтениями, но прежде всего коллективными представлениями, присущими массовому сознанию. Именно на этом аспекте и сосредоточивается автор статьи. Его интересуют устойчивые мотивы и образы, восходящие к коллективному бессознательному уральской общественности. Для обозначения этих погруженных в традицию универсалий используются близкие, порой пересекающиеся понятия: топос, архетип, мифологема. Они ассимилируют в себе разные ментальные сферы - политику, религию, обыденное сознание, соотносят изображение с вневременными масштабами и тем самым выводят моделирование образа революции на более высокий уровень образных обобщений. В статье исследованы отдельные образные детали и мотивы (параллели Революция - Пасха; связь с календарной обрядностью, временами года, аграрной мифологией; цветовая и световая символика), а также метасюжет революционной поэзии, который включал в себя модифицирующиеся фигуры Героя, Врага, Жертвы, изображал революцию как борьбу и трудный путь к раю (коммунизму). Автор статьи в итоге приходит к выводам, что опора на общий культурный опыт, основанный на архетипических началах, способствует глубокому и плодотворному осмыслению жизни в эпоху исторического перелома, затрагивающего интересы широких масс общественности