В статье рассматриваются особенности начального этапа историографии Великой Отечественной войны, традиции которой были заложены в 1930-е гг. и непосредственно связаны с переформатированием исторической науки в идеологически заряженный инструмент агитации и пропаганды. В результате реформ высшего образования 1920-х гг., репрессий против ученых была нарушена преемственность научных принципов исторического исследования, что привело к расколу исторической науки. В особо сложном положении оказалось направление, связанное с изучением событий нового и новейшего периода истории России и СССР, в том числе военной истории. Военно-историческая наука, выделившаяся в самостоятельное направление в 1920-е гг. и организационно включенная в структуру военного ведомства, определяла тематику и подходы к анализу событий Гражданской, а в последствии и Великой Отечественной войн. В центре внимания историков-военных находились тактико-стратегические вопросы, анализ боевых операций, концептуальные подходы к изучению события определял политический дискурс - материалы съездов партии, выступления политических деятелей и проч. Эти особенности военно-исторической науки непосредственно отразились в историографии Великой Отечественной войны. Характерной чертой исследований Великой Отечественной войны на начальном этапе был их летописный характер, ориентированный на описание подвига советского народа. Концептуальная модель войны была детализирована в речах Сталина и тиражировалась в научных трудах и учебниках в послевоенный период. Отвечавшая патриотическому запросу военного времени, она сохраняла свое значение и в дальнейшем, формируя общественное сознание и память о войне последующих поколений.