Standard

Единоверие в сравнительной перспективе: борьба за старообрядческое культурное наследие в Пермской и Нижегородской губерниях в XIX в. / Palkin, Aleksandr S.; White, James M.
In: Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки, Vol. 26, No. 1, 01.01.2024, p. 151-166.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Palkin AS, White JM. Единоверие в сравнительной перспективе: борьба за старообрядческое культурное наследие в Пермской и Нижегородской губерниях в XIX в. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024 Jan 1;26(1):151-166. doi: 10.15826/izv2.2024.26.1.010

Author

BibTeX

@article{c0dee06b95f342779db603fc4189e3d1,
title = "Единоверие в сравнительной перспективе: борьба за старообрядческое культурное наследие в Пермской и Нижегородской губерниях в XIX в.",
abstract = "Основанное в 1800 г. единоверие считалось, по крайней мере некоторыми его сторонниками в XX столетии, институтом сохранения старообрядческой культуры внутри Русской православной церкви. Обычно историки рассматривали единоверие либо с точки зрения развития политики и богословия в Санкт-Петербурге и Москве, либо на примере отдельных регионов. В статье обозначены основные тенденции развития единоверия в XIX — начале XX в. в общероссийском масштабе. Также в работе представлено компаративное исследование единоверческих приходов в Пермской и Нижегородской губерниях. Анализируется процесс появления и распространения единоверия в указанных регионах. Отмечены изменения, через которые проходило единоверие в разные периоды своего существования. На микроуровне анализируется жизнь единоверческих приходов, особенности единоверческого духовенства, проблемы прихожан, взаимоотношения единоверцев с православным епископатом. Как показано в статье, в обоих приходах существовали схожие проблемы в развитии благочиния, в частности, сложные отношения как с «официальными» православными, так и со старообрядческими группами. Однако можно отметить и серьезные различия. Отмечается неудовлетворенность единоверцев правилами митрополита Платона, которыми регулировалось существование единоверия в Русской православной церкви. Эту проблему уральцы постарались решить на рубеже 1830–1840-х гг., де факто реализовав проект «единоверия на особых условиях», который был направлен на увеличение автономии единоверцев путем переподчинения их светским властям. Нижегородская попытка решить этот вопрос случилась в 1877 г. и была направлена на изменение самих правил митрополита Платона.",
author = "Palkin, {Aleksandr S.} and White, {James M.}",
note = "Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-78- 10119 «Культурное наследие на Урале: социальная роль, трансформация, трансляция».",
year = "2024",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.15826/izv2.2024.26.1.010",
language = "Русский",
volume = "26",
pages = "151--166",
journal = "Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Единоверие в сравнительной перспективе: борьба за старообрядческое культурное наследие в Пермской и Нижегородской губерниях в XIX в.

AU - Palkin, Aleksandr S.

AU - White, James M.

N1 - Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-78- 10119 «Культурное наследие на Урале: социальная роль, трансформация, трансляция».

PY - 2024/1/1

Y1 - 2024/1/1

N2 - Основанное в 1800 г. единоверие считалось, по крайней мере некоторыми его сторонниками в XX столетии, институтом сохранения старообрядческой культуры внутри Русской православной церкви. Обычно историки рассматривали единоверие либо с точки зрения развития политики и богословия в Санкт-Петербурге и Москве, либо на примере отдельных регионов. В статье обозначены основные тенденции развития единоверия в XIX — начале XX в. в общероссийском масштабе. Также в работе представлено компаративное исследование единоверческих приходов в Пермской и Нижегородской губерниях. Анализируется процесс появления и распространения единоверия в указанных регионах. Отмечены изменения, через которые проходило единоверие в разные периоды своего существования. На микроуровне анализируется жизнь единоверческих приходов, особенности единоверческого духовенства, проблемы прихожан, взаимоотношения единоверцев с православным епископатом. Как показано в статье, в обоих приходах существовали схожие проблемы в развитии благочиния, в частности, сложные отношения как с «официальными» православными, так и со старообрядческими группами. Однако можно отметить и серьезные различия. Отмечается неудовлетворенность единоверцев правилами митрополита Платона, которыми регулировалось существование единоверия в Русской православной церкви. Эту проблему уральцы постарались решить на рубеже 1830–1840-х гг., де факто реализовав проект «единоверия на особых условиях», который был направлен на увеличение автономии единоверцев путем переподчинения их светским властям. Нижегородская попытка решить этот вопрос случилась в 1877 г. и была направлена на изменение самих правил митрополита Платона.

AB - Основанное в 1800 г. единоверие считалось, по крайней мере некоторыми его сторонниками в XX столетии, институтом сохранения старообрядческой культуры внутри Русской православной церкви. Обычно историки рассматривали единоверие либо с точки зрения развития политики и богословия в Санкт-Петербурге и Москве, либо на примере отдельных регионов. В статье обозначены основные тенденции развития единоверия в XIX — начале XX в. в общероссийском масштабе. Также в работе представлено компаративное исследование единоверческих приходов в Пермской и Нижегородской губерниях. Анализируется процесс появления и распространения единоверия в указанных регионах. Отмечены изменения, через которые проходило единоверие в разные периоды своего существования. На микроуровне анализируется жизнь единоверческих приходов, особенности единоверческого духовенства, проблемы прихожан, взаимоотношения единоверцев с православным епископатом. Как показано в статье, в обоих приходах существовали схожие проблемы в развитии благочиния, в частности, сложные отношения как с «официальными» православными, так и со старообрядческими группами. Однако можно отметить и серьезные различия. Отмечается неудовлетворенность единоверцев правилами митрополита Платона, которыми регулировалось существование единоверия в Русской православной церкви. Эту проблему уральцы постарались решить на рубеже 1830–1840-х гг., де факто реализовав проект «единоверия на особых условиях», который был направлен на увеличение автономии единоверцев путем переподчинения их светским властям. Нижегородская попытка решить этот вопрос случилась в 1877 г. и была направлена на изменение самих правил митрополита Платона.

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=001208103000006

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=65674404

U2 - 10.15826/izv2.2024.26.1.010

DO - 10.15826/izv2.2024.26.1.010

M3 - Статья

VL - 26

SP - 151

EP - 166

JO - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

JF - Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки

SN - 2227-2283

IS - 1

ER -

ID: 56695568