Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Вера как основание морали: перспективы изменения этики на основе анализа концепций Джеймса и Кьеркегора
AU - Zheleznov, Andrey
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Понятие веры может рассматриваться в качестве основания для морального образа жизни. Необходимость опыта веры для морального образа жизни — это тема, которой Джеймс посвящает несколько очерков из «Воли к вере». Интерпретация Джеймсом веры и ее отношения к морали имеет интересную параллель в континентальной философской традиции, восходящей к Серену Кьеркегору и реализуемой Жаком Деррида и Джоном Милбанком. Обобщение понятия веры у Джеймса и Кьеркегора происходит в концепции doxastic venture Джона Бишопа. Вера рассматривается в качестве этоса или«образа жизни», она имеет природу действия. А решение вопроса о вере и неверии является необходимым, так как затрагивает конечный смысл существования, судить о котором рационально обоснованно невозможно. Опираясь на эту традицию понимания веры, мы покажем, что возможность морального образа жизни непосредственно связана с верой в нравственное устройство мира или принятие неопределенного будущего в качествеценности и блага. Именно вера представляет собой такую позицию, исходя из которой моральное поведение имеет смысл. Понимание веры в качестве основания морального опыта позволяет пересмотреть сущность и статус этики и морали. С одной стороны, такая мораль не является более необходимой, определенной обязательностью некоторого закона. С другой стороны, она делает возможным принятие моральных решениев рамках представлений о случайности мира, характерных для современных онтологий.
AB - Понятие веры может рассматриваться в качестве основания для морального образа жизни. Необходимость опыта веры для морального образа жизни — это тема, которой Джеймс посвящает несколько очерков из «Воли к вере». Интерпретация Джеймсом веры и ее отношения к морали имеет интересную параллель в континентальной философской традиции, восходящей к Серену Кьеркегору и реализуемой Жаком Деррида и Джоном Милбанком. Обобщение понятия веры у Джеймса и Кьеркегора происходит в концепции doxastic venture Джона Бишопа. Вера рассматривается в качестве этоса или«образа жизни», она имеет природу действия. А решение вопроса о вере и неверии является необходимым, так как затрагивает конечный смысл существования, судить о котором рационально обоснованно невозможно. Опираясь на эту традицию понимания веры, мы покажем, что возможность морального образа жизни непосредственно связана с верой в нравственное устройство мира или принятие неопределенного будущего в качествеценности и блага. Именно вера представляет собой такую позицию, исходя из которой моральное поведение имеет смысл. Понимание веры в качестве основания морального опыта позволяет пересмотреть сущность и статус этики и морали. С одной стороны, такая мораль не является более необходимой, определенной обязательностью некоторого закона. С другой стороны, она делает возможным принятие моральных решениев рамках представлений о случайности мира, характерных для современных онтологий.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85160056319
U2 - 10.17323/2587-8719-2019-3-57-77
DO - 10.17323/2587-8719-2019-3-57-77
M3 - Статья
VL - III
SP - 57
EP - 77
JO - Philosophy. Journal of the Higher School of Economics
JF - Philosophy. Journal of the Higher School of Economics
SN - 2587-8719
IS - 3
ER -
ID: 43604302