Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ПОМОРСКИЙ СТИЛЬ В СОБРАНИИ РУКОПИСЕЙ ЛАИ УРФУ: ОБЩИЙ ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА
AU - Ануфриева, Наталья Викторовна
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Уникальный и самобытный книжно-оформительский поморский стиль, созданный книжниками Выго-Лексинского общежительства, был широко распространен и в региональных старообрядческих центрах беспоповских согласий, в том числе и среди части уральских старообрядческих поселенцев. В Древлехранилище Уральского федерального университета хранятся рукописи с поморским декором, собранные в ходе археографических экспедиций в Уральском регионе и прилежащих к нему территориях. В статье исследуется проблема развития форм поморского рукописного орнаментального декора на примере рукописей Лаборатории археографических исследований УрФУ с XVIII до начала XX в. Прослежены процессы складывания основы стиля (1-я половина - середина XVIII в.), обретение его классического вида (2-я половина XVIII в.) и эволюции отдельных элементов, что приводило к изменению и вариативности композиций при сохранении повторяемых устойчивых форм (1-я половина XIX в.). Также отмечена и показана тенденция «угасания» стиля вследствие изменений социально-политического и культурного характера - разгона Выговского общежительства и прекращения работы мастерских по переписке рукописей, распространения практики частного переписывания и декорирования рукописей, а также влияния на книжное оформительское искусство так называемой городской культуры, региональных особенностей письма, элементов народного декоративно-прикладного искусства (2-я половина XIX - начало XX в.). Исследование форм поморского книжного орнамента проводилось на основе разработанной петербургскими учеными Г. В. Маркеловым и Ф. В. Панченко методики работы с декором поморских рукописных книг, в том числе описания основных типов, разновидностей, подвидов отдельных элементов узора, составления буквенно-цифровых обозначений основных конструкций поморского орнамента, выделения особенностей композиций, характерных для определенного промежутка времени, и проблемы трансформации элементов. Применение данной методики позволило по-новому взглянуть на проблему существования и развития поморского стиля как устойчивой структуры. Создав уникальный по красоте и выразительности орнаментальный стиль, книжники Выговской пустыни в течение более полутора столетий производили рукописи с характерным поморским декором. Однако и после разорения скитов и разгона мастерских по переписыванию рукописей (середина XIX в.) поморский стиль продолжал жить в рукописях старообрядцев в силу своей востребованности. Устойчивость, повторяемость конструкций, их неизменность в пределах культурно-исторической общности старообрядческого населения позволяет говорить о поморском стиле как о ярком самостоятельном явлении книжно-рукописного оформительского искусства и как о феномене историко-культурного характера.
AB - Уникальный и самобытный книжно-оформительский поморский стиль, созданный книжниками Выго-Лексинского общежительства, был широко распространен и в региональных старообрядческих центрах беспоповских согласий, в том числе и среди части уральских старообрядческих поселенцев. В Древлехранилище Уральского федерального университета хранятся рукописи с поморским декором, собранные в ходе археографических экспедиций в Уральском регионе и прилежащих к нему территориях. В статье исследуется проблема развития форм поморского рукописного орнаментального декора на примере рукописей Лаборатории археографических исследований УрФУ с XVIII до начала XX в. Прослежены процессы складывания основы стиля (1-я половина - середина XVIII в.), обретение его классического вида (2-я половина XVIII в.) и эволюции отдельных элементов, что приводило к изменению и вариативности композиций при сохранении повторяемых устойчивых форм (1-я половина XIX в.). Также отмечена и показана тенденция «угасания» стиля вследствие изменений социально-политического и культурного характера - разгона Выговского общежительства и прекращения работы мастерских по переписке рукописей, распространения практики частного переписывания и декорирования рукописей, а также влияния на книжное оформительское искусство так называемой городской культуры, региональных особенностей письма, элементов народного декоративно-прикладного искусства (2-я половина XIX - начало XX в.). Исследование форм поморского книжного орнамента проводилось на основе разработанной петербургскими учеными Г. В. Маркеловым и Ф. В. Панченко методики работы с декором поморских рукописных книг, в том числе описания основных типов, разновидностей, подвидов отдельных элементов узора, составления буквенно-цифровых обозначений основных конструкций поморского орнамента, выделения особенностей композиций, характерных для определенного промежутка времени, и проблемы трансформации элементов. Применение данной методики позволило по-новому взглянуть на проблему существования и развития поморского стиля как устойчивой структуры. Создав уникальный по красоте и выразительности орнаментальный стиль, книжники Выговской пустыни в течение более полутора столетий производили рукописи с характерным поморским декором. Однако и после разорения скитов и разгона мастерских по переписыванию рукописей (середина XIX в.) поморский стиль продолжал жить в рукописях старообрядцев в силу своей востребованности. Устойчивость, повторяемость конструкций, их неизменность в пределах культурно-исторической общности старообрядческого населения позволяет говорить о поморском стиле как о ярком самостоятельном явлении книжно-рукописного оформительского искусства и как о феномене историко-культурного характера.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=67208001
U2 - 10.24412/2224-5391-2024-45-79-103
DO - 10.24412/2224-5391-2024-45-79-103
M3 - Статья
SP - 79
EP - 103
JO - Вестник Екатеринбургской духовной семинарии
JF - Вестник Екатеринбургской духовной семинарии
SN - 2224-5391
IS - 45
ER -
ID: 58470315