В статье представлены результаты исследования проблемы взаимодействия руководителей и подчинённых им молодых работников в ситуации, когда обе стороны обсуждают ошибки подчинённого. Цель исследования - определить психологические характеристики такого взаимодействия. Метод. Были проведены и проанализированы четыре фокус-группы: две - с руководителями и две - с подчинёнными им молодыми специалистами. Все участники (N = 34) работают в разных отделениях уральской торгово-промышленной компании (Екатеринбурге, Казани, Набережных Челнах, Уфе, Тюмени и Перми). В ходе анализа фиксировались следующие переменные: 1) тип поведения молодых работников (проактивный и реактивный); 2) стратегии взаимодействия («выигрыш - выигрыш», «выигрыш - проигрыш»), 3) готовность молодого работника к обучению на рабочем месте через анализ ошибок; 4) согласованность позиций руководителя и подчинённого; 5) ошибки планирования, организации работы и контроля. Результаты. Выявлены два существенных различия в позициях руководителей и подчинённых: а) разное понимание того, какое поведение ждут от молодого работника - проактивное или реактивное; б) разное отношение к соблюдению организационных норм и стандартов. Кроме того, руководители продемонстрировали, что не имеют или, по крайней мере, не способны ясно сформулировать свою стратегию работы с ошибками подчинённого, но при этом ожидают от него стратегии взаимодействия «выигрыш - выигрыш». Молодые подчинённые также не обладают достаточной компетентностью для реализации стратегии «выигрыш - выигрыш» при обсуждении с руководителем своих ошибок. Рекомендации. Подчёркивается важность документального оформления понятной для руководителей стратегии их работы с ошибками подчинённого и внимательного отношения к его навыкам планирования, организации и контроля работы. Как один из эффективных инструментов предложен алгоритм совместного анализа ошибки, позволяющий перевести разговор из эмоционального плана в конструктивный. Практическая ценность результатов и перспективы исследования. На этапе профессионального роста у молодых специалистов формируются предпосылки стратегии систематического сокрытия собственных ошибок. Психологическими показателями такой стратегии, позволяющими прогнозировать и, следовательно, предупреждать неэффективное поведение, можно считать не только страх вероятного наказания, но и отсутствие эффективных коммуникативных, организационных и операциональных компетенций у обоих участников взаимодействия «руководитель - специалист» при анализе ошибок, допущенных молодым специалистом. Данное исследование позволило апробировать в организационных условиях сценарий фокус-группы, который может быть использован организационными психологами, консультантами,менеджерами по персоналу для выявления противоречий в критически важном взаимодействии по поводу ошибок на рабочих местах. Более глубокое исследование необходимо, чтобы лучше понять связи между карьерными ориентациями молодого специалиста и его установками на стратегию «выигрыш - выигрыш» во взаимодействии с работодателем.
Translated title of the contributionInteraction between manager and young professionals about their professional mistakes: An analysis using the focus group method
Original languageRussian
Pages (from-to)70-91
Number of pages22
JournalOrganizatsionnaya Psikhologiya
Volume12
Issue number3
DOIs
Publication statusPublished - 2022

    WoS ResearchAreas Categories

  • Psychology, Applied

    ASJC Scopus subject areas

  • Social Psychology
  • Applied Psychology
  • Organizational Behavior and Human Resource Management

    Level of Research Output

  • VAK List
  • Russian Science Citation Index

ID: 32889566