Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе)
AU - Зборовский, Гарольд Ефимович
AU - Шаброва, Нина Васильевна
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье анализируется потенциал превращения родительства в субъект гражданского общества посредством активизации его общественной деятельности на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Школа и мегаполис рассматриваются как социальная среда, обладающая потенциалом формирования новых социальных тенденций, движений, выражающихся в изменяющихся стратегиях поведения городских социальных общностей, в том числе и родителей школьников. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, осуществленного при поддержке Департамента образования г. Екатеринбурга в 2019 г. С помощью онлайн-анкетирования были опрошены родители школьников мегаполиса (n=7281 чел., выборка квотная). Анализируются их количественные и качественные характеристики как социальной общности и как субъекта гражданского общества. Подчеркивается значимость формирования и развития социального капитала сообщества родителей школьников в рамках как их «сильных», так и «слабых» связей. Показаны особенности вовлечения родителей школьников мегаполиса в общественные практики на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Зафиксировано активное участие родителей школьников в культурно-образовательных и спортивных мероприятиях, экологических и социальных проектах как в школе, так и в пространстве мегаполиса. Обнаружена растущая готовность родителей в будущем включаться в различные практики общественной активности. Вместе с тем обращено внимание на отсутствие активного стремления родителей участвовать в работе органов общественного управления на уровне школы и в проведении акций протеста/поддержки городских общественных инициатив в мегаполисе. Подчеркиваются потенциал превращения родительского сообщества школьников в активного субъекта публичной политики за счет наращивания социальной активности и возможный перевод ее в определенных условиях в активность гражданскую.
AB - В статье анализируется потенциал превращения родительства в субъект гражданского общества посредством активизации его общественной деятельности на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Школа и мегаполис рассматриваются как социальная среда, обладающая потенциалом формирования новых социальных тенденций, движений, выражающихся в изменяющихся стратегиях поведения городских социальных общностей, в том числе и родителей школьников. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, осуществленного при поддержке Департамента образования г. Екатеринбурга в 2019 г. С помощью онлайн-анкетирования были опрошены родители школьников мегаполиса (n=7281 чел., выборка квотная). Анализируются их количественные и качественные характеристики как социальной общности и как субъекта гражданского общества. Подчеркивается значимость формирования и развития социального капитала сообщества родителей школьников в рамках как их «сильных», так и «слабых» связей. Показаны особенности вовлечения родителей школьников мегаполиса в общественные практики на уровне школы и в пространстве мегаполиса. Зафиксировано активное участие родителей школьников в культурно-образовательных и спортивных мероприятиях, экологических и социальных проектах как в школе, так и в пространстве мегаполиса. Обнаружена растущая готовность родителей в будущем включаться в различные практики общественной активности. Вместе с тем обращено внимание на отсутствие активного стремления родителей участвовать в работе органов общественного управления на уровне школы и в проведении акций протеста/поддержки городских общественных инициатив в мегаполисе. Подчеркиваются потенциал превращения родительского сообщества школьников в активного субъекта публичной политики за счет наращивания социальной активности и возможный перевод ее в определенных условиях в активность гражданскую.
KW - Civic participation
KW - Civil society
KW - Community of parents
KW - Megalopolis
KW - Practices of public activity
KW - School
KW - Schoolchildren
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=46619423
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85117080662&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.19181/socjour.2021.27.3.8427
DO - 10.19181/socjour.2021.27.3.8427
M3 - Статья
VL - 27
SP - 121
EP - 146
JO - Социологический журнал
JF - Социологический журнал
SN - 1562-2495
IS - 3
ER -
ID: 23830588