Частное торговое предпринимательство в годы нэпа противопоставлялось государственной торговле и кооперации, что приводило к двойственности социального положения и маргинальности правового статуса частного торговца. Поэтому информацию об этой социальной группе мы получаем из материалов, в которых она представлена в негативном контексте. В статье на материалах судебно-следственного дела 1929 г рассматривается пример торговой практики владельцев магазинов в г. Свердловске братьев Миркиных. С целью оптимизации прибыли ими использовался буквенный код для обозначения себестоимости товара. Ключом являлась фраза «Будем жить», которая служила не только утилитарным целям, но и создавала позитивную мотивацию для персонала. Ключевая фраза явно диссонировала с политикой государства, направленной на ликвидацию частной торговли, контрастировала с образом Свердловска как пролетарской столицы Урала. Закономерна и негативная реакция властей на эту фразу, которая могла восприниматься ими как вызов и выражение протеста. Сделан вывод о том, что практика оптимизации налогообложения со стороны государства была распространена повсеместно, а система учета в частном секторе нацелена на сокрытие реальных доходов предпринимателей. Нельзя признать совершенной и систему финансового контроля. Налоговые работники оптимизировали свои трудовые затраты и облагали налогами частных торговцев на основе расчета доходов «типовых» заведений, по средним показателям. Доминирование идеологии над экономикой предопределяло рассмотрение любых явлений действительности под классовым углом зрения, в контексте борьбы «старого» и «нового», «добра» и «зла». Соответственно, на налоговые органы накладывались обязательства быть не столько инструментом для пополнения доходной части бюджета, сколько инструментом «возмездия», экспроприации, как представлялось, незаконно нажитых частником средств в пользу обобществленного сектора, в духе теории «первоначального социалистического накопления» Евгения Преображенского.