Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ ПЕСНЯ КАК КАРНАВАЛЬНЫЙ ЖАНР (К КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА)
AU - Абельская, Раиса Шолемовна
AU - Кацман, Симха Иделевич
PY - 2015
Y1 - 2015
N2 - В статье представлена авторская концепция преподавания истории советского периода, в частности истории советской литературы, опирающая на идею о том, что сознание людей, вопреки самоопределению, не было атеистическим. Соответственно, идеология социалистического общества была не идеологией атеизма, а наследницей прежних религиозных систем, что проявлялось во всей советской культуре, в том числе и в таком значимом поэтическом явлении, как советская песня. Такой подход позволяет воспользоваться «карнавальной» теорией М. Бахтина, созданной для анализа культур, базирующихся на религиозных принципах. Периоды истории, подобные двадцатым годам прошлого века, сопровождаются «карнавализацией сознания», когда разрушается и подвергается карнавальному осмеянию существовавшая прежде иерархия ценностей, а идеологические «верх» и «низ» теряют устойчивость, а порой и меняются местами. В работе показано, что советская песня формировалась в 1920-е годы как «карнавальный» жанр. Это означает, что ее поэтика строится на синтезе элементов, прежде казавшихся несочетаемыми в рамках общепринятой эстетики: на музыкально-поэтическом уровне - марша или гимна с романсом, уличной песней, еврейской танцевальной мелодией или частушкой; на семантическом уровне - смысла, связанного с личными чувствами, и «идеологического» подтекста. Так сформировалась «карнавальная» поэтика советской песни со всеми ее культурными коннотациями.
AB - В статье представлена авторская концепция преподавания истории советского периода, в частности истории советской литературы, опирающая на идею о том, что сознание людей, вопреки самоопределению, не было атеистическим. Соответственно, идеология социалистического общества была не идеологией атеизма, а наследницей прежних религиозных систем, что проявлялось во всей советской культуре, в том числе и в таком значимом поэтическом явлении, как советская песня. Такой подход позволяет воспользоваться «карнавальной» теорией М. Бахтина, созданной для анализа культур, базирующихся на религиозных принципах. Периоды истории, подобные двадцатым годам прошлого века, сопровождаются «карнавализацией сознания», когда разрушается и подвергается карнавальному осмеянию существовавшая прежде иерархия ценностей, а идеологические «верх» и «низ» теряют устойчивость, а порой и меняются местами. В работе показано, что советская песня формировалась в 1920-е годы как «карнавальный» жанр. Это означает, что ее поэтика строится на синтезе элементов, прежде казавшихся несочетаемыми в рамках общепринятой эстетики: на музыкально-поэтическом уровне - марша или гимна с романсом, уличной песней, еврейской танцевальной мелодией или частушкой; на семантическом уровне - смысла, связанного с личными чувствами, и «идеологического» подтекста. Так сформировалась «карнавальная» поэтика советской песни со всеми ее культурными коннотациями.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=24363700
M3 - Статья
SP - 116
EP - 124
JO - Дискуссия
JF - Дискуссия
SN - 2077-7639
IS - 9(61)
ER -
ID: 1874961