Статья посвящена проблеме социального участия студенчества в развитии городов России и ряда постсоветских стран, написана по результатам опроса студентов университетов России, Армении, Польши и Румынии, проведенном в 2020 году (выборка целевая, №-1272). В ней раскрывается характер субъектности молодежи, участвующей в развитии региональных городов сравниваемых стран. Изучается готовность молодежи к участию и реальная включенность студенчества в социокультурную деятельность, городские и социальные проекты. Оценивается субъективное восприятие городской молодежью культурного потенциала и перспектив территориального развития, понимание студентами разных стран ответственности и роли своей социальной активности в том городе, где они родились и выросли. Межстрановое сравнение показало различие моделей социокультурной субъектности молодежи, формирующейся и реализуемой в городской среде. Для российской молодежи характерна преимущественно «эскапистская» модель субъектности с низким уровнем готовности к социальному участию и отсутствием опыта такой деятельности. В Армении доминируют две модели: «активная» с высоким уровнем готовности и реальной вовлеченности, а также модель «потенциального развития». Более выражена ориентация молодых армян на организованные извне формы управления участием. В Польше уровень социального участия среди студентов значительно выше, чем в других странах, но оно преимущественно пассивное. Румынские студенты демонстрируют актуализированную «активную» модель социокультурной субъектности. При этом потенциал для ее развития невысок.