Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ВОЛОНТЕРСКОЕ НЕУЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ, ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
AU - Певная, Мария Владимировна
AU - Тарасова, Анна Николаевна
AU - Телепаева, Дарья Федоровна
N1 - Авторы статьи выражают признательность за поддержку их научно-исследовательской работы со стороны руководства Школы государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ, активно продвигающей в образовательном процессе идеи проектного обучения, сетевого взаимодействия и социального партнерства университета с ключевыми стейкхолдерами. Исследовательская проблематика не смогла бы получить достойного развития без активного обсуждения идей и проектов авторского коллектива с профессиональным сообществом исследователей некоммерческого сектора, которое объединяет Центр исследований гражданского общества и некоммерческий сектор НИУ ВШЭ. Статья подготовлена в рамках государственного задания вузу, шифр проекта FEUZ-2022-0026.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Цель данной статьи - обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.
AB - Цель данной статьи - обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54223040
U2 - 10.15826/umpa.2023.02.013
DO - 10.15826/umpa.2023.02.013
M3 - Статья
VL - 27
SP - 59
EP - 74
JO - Университетское управление: практика и анализ
JF - Университетское управление: практика и анализ
SN - 1999-6640
IS - 2
ER -
ID: 43330724