Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c94ac163f9094678bbb5e868e41ffed1,
title = "ВОЛОНТЕРСКОЕ НЕУЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ, ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ",
abstract = "Цель данной статьи - обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.",
author = "Певная, {Мария Владимировна} and Тарасова, {Анна Николаевна} and Телепаева, {Дарья Федоровна}",
note = "Авторы статьи выражают признательность за поддержку их научно-исследовательской работы со стороны руководства Школы государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ, активно продвигающей в образовательном процессе идеи проектного обучения, сетевого взаимодействия и социального партнерства университета с ключевыми стейкхолдерами. Исследовательская проблематика не смогла бы получить достойного развития без активного обсуждения идей и проектов авторского коллектива с профессиональным сообществом исследователей некоммерческого сектора, которое объединяет Центр исследований гражданского общества и некоммерческий сектор НИУ ВШЭ. Статья подготовлена в рамках государственного задания вузу, шифр проекта FEUZ-2022-0026. ",
year = "2023",
doi = "10.15826/umpa.2023.02.013",
language = "Русский",
volume = "27",
pages = "59--74",
journal = "Университетское управление: практика и анализ",
issn = "1999-6640",
publisher = "Некоммерческое партнерство {"}Журнал {"}Университетское управление: практика и анализ{"}",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ВОЛОНТЕРСКОЕ НЕУЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ, ИЛИ КАК ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

AU - Певная, Мария Владимировна

AU - Тарасова, Анна Николаевна

AU - Телепаева, Дарья Федоровна

N1 - Авторы статьи выражают признательность за поддержку их научно-исследовательской работы со стороны руководства Школы государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ, активно продвигающей в образовательном процессе идеи проектного обучения, сетевого взаимодействия и социального партнерства университета с ключевыми стейкхолдерами. Исследовательская проблематика не смогла бы получить достойного развития без активного обсуждения идей и проектов авторского коллектива с профессиональным сообществом исследователей некоммерческого сектора, которое объединяет Центр исследований гражданского общества и некоммерческий сектор НИУ ВШЭ. Статья подготовлена в рамках государственного задания вузу, шифр проекта FEUZ-2022-0026.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Цель данной статьи - обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.

AB - Цель данной статьи - обозначить возможные проблемные основания включения студенческой молодежи в добровольческую деятельность и предложить для университетского управления решения, способствующие преодолению неучастия среди студентов. Концептуально статья опирается на теоретические идеи о роли волонтерства для молодежи, теории, описывающие феномен отказа от добровольческого участия и его возможные причины, а также концепции управления волонтерством в высшем образовании. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса студенческой молодежи (n = 740, охватывает все уровни и курсы обучения) и 12 фокус-групповых интервью, проведенных в 2022 г. Полученные результаты позволили отследить динамику волонтерской активности студентов в процессе их обучения в вузе и показали, что ключевым фактором, определяющим ориентацию на добровольческое участие в будущем, выступает самоидентификация обучающихся как волонтеров. Выделено три основания стратегий оправдания волонтерского неучастия: утилитарное отношение к жизни; разочарование результатом организации волонтерского труда, не соответствующим ожиданиям молодежи; инфантилизм как философия пассивности или бездействия. Сделан вывод о том, что, расширяя информированность студентов о возможностях участия в добровольческой деятельности и конкретных организациях, реализующих волонтерские проекты, университет может способствовать росту добровольчества среди молодежи в будущем. На примере обучающего курса авторы показывают, как при обучении студентов основам добровольческой деятельности могут быть преодолены барьеры волонтерского неучастия. Представленные результаты исследования и описанный образовательный опыт по обучению студентов будут интересны исследователям и полезны всем российским университетам в связи с текущими задачами молодежной политики.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54223040

U2 - 10.15826/umpa.2023.02.013

DO - 10.15826/umpa.2023.02.013

M3 - Статья

VL - 27

SP - 59

EP - 74

JO - Университетское управление: практика и анализ

JF - Университетское управление: практика и анализ

SN - 1999-6640

IS - 2

ER -

ID: 43330724